Advanced English Официальный сайт рассылки "Продвинутый English"
Private online tutoring in all subjects from English-speaking tutors ensures top grades

obrbrit.jpg (23176 bytes)


1 СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
(УПРОЩЕННАЯ СХЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)

Начальное школьное образование 5-12 лет подготовительные школы (Preparatory School) 5-7 лет начальные школы (Primary, Elementary, Preparatory School) 7-12 лет дневного типа (частные и государственные) или пансионы (как правило, частные); школы для мальчиков, школы для девочек, школы совместного обучения Среднее школьное образование 11-18 лет Пять обязательных классов для получения сертификата GCSE (General Certificate of Secondary Education):
    - различные школы и колледжи дневного типа или пансионы (частные и государственные);
    - школы для мальчиков, школы для девочек, школы совместного обучения;
    - сертификат GCSE (General Certificate of Secondary Education) – аналог российского аттестата зрелости; дальнейшее образование - не обязательно Шестой класс (Sixth Form) 1-2 учебных года для получения сертификата GCE-A Level (General Certificate of Education Advanced Level) или подготовительные курсы (Foundation Programs)  16-18 лет различные школы и колледжи дневного типа или пансионы (частные и государственные);
    - школы для мальчиков, школы для девочек, школы совместного обучения; сертификат GCE-A Level или диплом об окончании подготовительных курсов - необходимое условие для поступления в вуз Дальнейшее образование (Further Education) 2-летнее обучение в частном или государственном колледже или институте по одной из академических или профессиональных специальностей;
    - получение высшего национального диплома - HND (Higher National Diploma) Высшее образование (Undergraduate Cources) 3-4-летнее обучение на дневном отделении колледжа, политехнического института или университета по одной из академических или профессиональных программ;
    - получение степени бакалавра (Bachelor’s Degree) Высшее образование (Postgraduate Courses I) 1-2 года учебы на дневном отделении политехнического института или университета, включая стажировку или исследовательскую работу и защиту диплома;
    - получение степени Мастера (Master’s Degree) Высшее образование (Postgraduate Courses II) 1-3 года самостоятельной исследовательской работы в университете под руководством профессора, защита диссертации;
    - получение степени доктора (Doctoral or PhD Degree).
    Сколь бы высоко ни ценилось британское образование в мире, тем не менее в середине 50-х гг. правительство Великобритании приступило к реформе
всей системы, от начальной школы до вуза. Полностью эта реформа не завершена и по сей день. В результате сегодня в стране мирно сосуществуют, например, несколько типов средних школ. Законодательно закреплен базовый образовательный минимум, который должна дать любая школа не зависимо от типа и программ обучения. Обязательным также является среднее образование (дети учатся до 15-16 лет), причем это обязательное образование - бесплатное. Выпускники средних школ сдают экзамены и, так же как и наши российские школьники, получают свой первый в жизни сертификат - GCSE, однако в отличие от российского аналога GCSE не дает права поступать в вузы. После этого молодые люди оказываются перед выбором - либо подыскивать работу, либо продолжать учиться.
    Старая система средних школ сохранилась в некоторых районах сельской местности. Здесь после окончания начальной школы по результатам тестовых
экзаменов дети распределяются по трем типам средних школ - наиболее способные поступают в grammar schools, остальных направляют либо в технические школы (technical school), либо в современную школу (modern school). В средних технических школах дается общеобразовательная, общетехническая и начальная профессиональная подготовка. Современная школа была так названа потому, что в базовой программе обучения отсутствовали древние языки (латынь и древнегреческий), преподавались только современные. В этих школах дается обычное среднее образование, но значительную часть программы составляют практические занятия. Сразу после окончания школы выпускники в основном поступают на работу.
    Реорганизация средней школы привела к тому, что в крупных городах появились комплексные школы (comprehensive schools) для детей от 11 до 18 лет. Об этом будет подробно рассказано в главе, посвященной средней школе. Средняя школа, завершающаяся экзаменами GCSE, - пятилетняя. Те, кто собираются в дальнейшем поступать в вуз, должны окончить шестой класс и сдать экзамен на сертификат GCE-A Level - общий сертификат об углубленном уровне образования. Если сравнивать нашу систему образования с английской, то сертификат GCE-A Level фактически соответствует документу об окончании подготовительных курсов вуза, в который вы собираетесь поступать. Термины "шестой класс" и "программы А-уровня" являются в Великобритании нарицательными и обозначают различные программы и курсы, ведущие к получению GCE-A Level. Для поступления в вузы в Великобритании помимо школ существуют колледжи шестого класса (sixth form college), младшие двухгодичные колледжи (junior college) и просто колледжи (tertiary college), в которых преподают не только общеобразовательные предметы шестого класса, но и профессиональные дисциплины.
    После того, как сертификат GCE-A Level получен, перед молодыми людьми открыто дальнейшее и высшее образование. Термин "высшее образование" относится к программам, цель которых - присуждение степени бакалавра, мастера или доктора. "Дальнейшее образование" академической степени не дает, это, как правило, профессиональное обучение. Курс "дальнейшего" обучения завершается экзаменами и получением высшего национального диплома HND. В области профессионального образования наиболее ценятся дипломы, выданные одним из трех профессиональных комитетов: CGLI (City & Guilds of London Institute), RSA (Royal Society of Arts), BTEC (Business and Technical Education Council). Многие колледжи и институты уполномочены выдавать дипломы от имени одного из этих трех комитетов. Другие учебные заведения выдают либо свои собственные дипломы и сертификаты, либо дипломы иных экзаменационных комитетов.
    Диплом HND важно получить тем, кто собирается сразу приступить к работе по избранной специальности и не собирается защищаться на степень бакалавра. С точки зрения профессиональной карьеры, этот диплом позволяет продвигаться по службе в пределах среднего технического или младшего руководящего состава фирмы. Кроме того, имея этот диплом, можно поступить в университет (если все-таки убеждаешься в необходимости высшего образования), причем начать обучение сразу со второго курса. Высшее образование англичане получают в колледжах, политехнических институтах и университетах. После 3-4 лет учебы на дневном отделении молодежь получает степень бакалавра. Имея эту степень, можно рассчитывать на хорошую должность в инженерно-техническом звене или среднем руководящем составе частной или государственной фирмы, на промышленном предприятии, либо открыть собственную частную практику (для медиков и юристов).
    Для некоторых профессий достаточно степени бакалавра, и дальнейшего образования не требуется. Но для большинства специальностей степень мастера открывает гораздо большие возможности. Например, имея диплом бакалавра медицины, можно работать в клинике или иметь небольшую частную практику. Но для того, чтобы возглавить отделение в какой-либо больнице или даже целую клинику, для расширения частной практики необходим диплом мастера.
    Степень мастера приблизительно соответствует нашему диплому о высшем образовании, а степень доктора - степени кандидата наук в России. Эквивалента степени доктора наук в Великобритании не существует. Университеты. Есть ряд общих важных особенностей, характерных для всех университетов. Все они присваивают свои собственные степени. Все имеют одинаковые требования при приеме на обучение по программе бакалавра. Большие университеты типа Лондонского внутри себя подразделяются на колледжи. Эти колледжи являются частью университета и дают образование по определенной специальности. Отдельно в составе университета выделяются колледжи, специализирующиеся на подготовке абитуриентов к поступлению на основные программы (факультеты) университета, повышении квалификации специалистов, преподавании английского языка для иностранцев. Маленькие университеты подразделяются на факультеты, а название колледжей присваивается подготовительным отделениям и языковым курсам больших университетов. Политехнические институты. Система политехнических институтов работает параллельно университетской. По статусу все институты являются независимыми образовательными корпорациями. Они присваивают дипломы и степени от своего имени или от имени национального уполномоченного Совета CNAA. По многим параметрам эти институты очень похожи на университеты, но имеют ряд отличий. Наиболее важное: в политехническом институте можно изучать более широкий спектр курсов, чем необходимо по выбранной специальности. Второй особенностью является полугодовая или годовая курсовая работа по специальности, выполняемая в одной из коммерческих или промышленных компаний. Как и университет, политехнический институт дает образование по программе бакалавра, а затем мастера и доктора. В последнее время некоторые из политехнических институтов были переименованы в университеты, но особенности обучения в них сохранились.
    Колледжи высшего образования (colleges of higher education). Это третий вариант получения высшего образования в Великобритании. Колледжи присуждают национально признанные степени и дипломы как по академическим, так и по профессиональным дисциплинам. Выпускники колледжей получают высший национальный диплом HND или степень бакалавра, причем  дипломы присуждаются после каждой успешно оконченной программы. Колледжи редко имеют курсы по программе мастера и практически никогда не занимаются подготовкой студентов по программе ученой степени доктора философии. Многие колледжи имеют специальные подготовительные курсы, при успешном окончании которых выпускники зачисляются без экзаменов и конкурса для дальнейшего обучения по программе бакалавра в политехнические институты и университеты. Где предпочитают учиться иностранные студенты? Число иностранных студентов, обучающихся в английских учебных заведения по программам бакалавра, составляет порядка 1-10% от общего числа учащихся на отделениях Undergraduate Studies. Согласно этой статистике, иностранцы предпочитают учиться в:
    • University of Bradford
    • University of Lancaster
    • University of Leeds
    • University of Bath
    • University of Bristol
    • Cranfield Institute of Technology
    • University of East Anglia
    • University of Reading
    • University of Surrey
    • University of Sussex at Brighton
    • University of Oxford
    • University of Cambridge
    • University of London
    • London Guildhall University (Aberystwyth)
    • University of Wales (Bangor)
    • University College of North Wales (Cardiff)
    • University of Wales
    • Glasgow University и в некоторых других.
    На степенных отделениях (Postgraduate Studies) иностранцев гораздо больше - от 10 до 45% от общего числа студентов. Они учатся в:
    University of Bradford
    • University of Hull
    • University of Leeds
    • University of Liverpool
    • University of Newcastle Upon Tyne
    • University of Birmingham
    • Cranfield Institute of Technology
    • University of East Anglia
    • University of Reading
    • University of London
    • University of Scrathclyde и в некоторых других.
    University of Oxford и University of Cambridge очень популярны среди англичан, конкуренция за место в этих университетах, естественно, высока, поэтому процент иностранных студентов здесь невелик. А теперь о школах, университетах и колледжах - подробнее.

 

2 РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

    Цели реформы - сделать максимально эффективными имеющиеся ресурсы, оптимизировать учебный курс изучаемых предметов, ликвидировать несоответствия между различными уровнями образования, а также между запросами будущих работодателей и уровнем подготовки молодых специалистов. Основной идеей реформы стало самоуправление - предоставление самостоятельности учебным заведениям, в том числе права распоряжаться финансовыми средствами из государственного бюджета. Разработчики концепции реформы стремились предоставить молодежи как можно больше возможностей при выборе разных видов образования и, в конечном итоге, - профессиональной деятельности. Реформа образования - Акт 1988 г. (Education Reform Act 1988)
    Этим Актом вводится единый учебный план для учеников от 5 до 16 лет во всех государственных школах Англии и Уэльса. Подобное же решение, но не носившее законодательного характера, принимается и в Шотландии. Провозглашается обязательный "открытый прием" детей, причем каждая школа должна принимать максимальное количество учеников. В итоге родители получают возможность выбирать школу для своего ребенка при любом уровне его успеваемости. А школам предоставляется право распоряжаться частью своего бюджета, обретая при этом статус "грантоуправлящей школы" (вводятся соответствующие процедуры регистрации). Статус избавляет школу от назойливой опеки местных образовательных органов. Одновременно усиливается роль родителей и их влияние на стратегию развития школы. В целом школам и родителям делегируются большие возможности влиять на учебный процесс, но и большая ответственность за полученный результат. Вводятся серьезные структурные изменения в области управления школами. В значительной степени эти изменения касаются органов, ответственных за состояние образования, на государственном и местном уровнях. "Бюрократическая надстройка" на системе образования значительно сокращается и модернизируется. В школах Шотландии появляются специальные Советы, в которые обязательно входят родители. Школам также предоставляется ‘большая финансовая самостоятельность. В Северной Ирландии основной задачей реформы становится введение интегрированного (совместного) обучения - для детей и подростков, принадлежащих как католической, так и протестантской церквям. Реформа дальнейшего и высшего образования - Акт 1992 г. (The Further and Higher Education Act 1992)
    Этот нормативный акт развивает основы реформы дальнейшего и высшего образования, заложенные Актом 1988 г. В апреле 1993 г. учебные заведения дальнейшего образования и шестого класса в Англии, Уэльсе и Шотландии стали самостоятельными организациями, не зависящими от местных образовательных властей. Всеми вопросами финансирования отныне занимались два вновь созданных органа (в Англии и Уэльсе - Further Education Funding Councils - FEFCE и FEFCW) и специальный орган в Шотландии (Scottish Office Education Department). Особое внимание обращается на 16-17-летних подростков, которые не собираются продолжать учебу в школах и колледжах дальнейшего обучения. Специально для них создаются организации, которые обязаны заниматься "профориентацией". В их задачу входит предоставление подросткам исчерпывающей информации о возможных рабочих местах, а также о профессиональных курсах и программах, которые помогут молодежи стать более квалифицированными работниками. Параллельно такие же "центры профориентации" создаются в Шотландии. Сокращается количество организаций, регламентирующих деятельность учебных заведений. Так, вместо двух органов, раздельно ведавших
университетами и политехническими вузами возник один новый. С 1992 г. бывшие политехнические институты и заведения дальнейшего образования получают статус университетов. Это означает, что отныне им дано право присваивать свои степени и самостоятельно формировать образовательный процесс в соответствии с общегосударственными стандартами. Тем самым была ликвидирована прежняя дуалистичная система, когда университеты и политехники представляли собой две отдельные системы образования, управлявшиеся разными органами и мало связанными между собой.Появляются перемены и в высшем образовании. В 1991-1992 гг. вводится дифференцированная плата за учебный год. Отныне студенты платят разную сумму в зависимости от избранной программы. Если все учебные дисциплины изучаются только в классных комнатах (classroom-based), - оплата наименьшая. Больше платить придется за программы, связанные с использованием лабораторий (laboratory-based). Самые дорогие - медицинские, в процессе обучения студенты обязательно проходят практику в клиниках (clinical). Акт 1993 г. (The Education Act 1993)
    В результате первых этапов реформы более половины учебных заведений решили стать самоуправляемыми. Появилось много новых. В итоге возникла необходимость подробнее проработать вопросы управления и финансирования этой категории учебных заведений, а также пересмотреть роль местных государственных органов образования, что и было сделано Актом 1993 г. В этом Акте закрепляются законодательно механизмы воздействия на школы, признанные органами инспекции слабыми, неудачными или близкими к этой оценке. В этом случае руководство школы (если она перешла на самоуправление) или LEA (Local Education Authority) (если школа находится под контролем этого органа) обязаны представить подробный план по выводу школы из кризиса. Если представленный документ не получает одобрения The Secretary of State, школу передают в ведение другого органа - Education Association с полной сменой руководства школы. В том случае, если признана неудовлетворительной работа самоуправляемой школы, все руководство или значительная часть его подлежит обязательной замене. Сокращаются и переименовываются государственные органы, наблюдающие за содержанием учебного процесса. Согласно Акту 1993 г., создаются принципиально новые школьные образования - pupil refferal units. В обязанности LEA отныне входит обучение и предоставление максимальной помощи тем детям, которые не посещали школу в течение значительного периода (например, из-за того, что их исключили из предыдущей или они много проболели). Акт 1994 г. (The Education Act 1994)
    Этот закон касается подготовки учителей (вопросы, связанные с финансированием учебных заведений по подготовке будущих педагогов и проверкой соответствия педагогов профессиональным требованиям). В Акте намечены меры, которые помогут сделать профессию учителя популярной. Разрабатывается процедура аккредитации тех организаций, которые занимаются подготовкой учителей. Цель понятная - сделать профессию учителя привлекательной для всех, кто способен работать педагогом. Чтобы учителя соответствовали новым, предъявляемым к ним требованиям, открываются курсы повышения квалификации. Закон дает школам право вводить для своих выпускников специальный предмет; быть может, на этих уроках молодые люди захотят стать учителями. Аналогичные курсы созданы в институтах. Во всех случаях, когда школа или вуз открывает курсы начальной подготовки будущих учителей, они получают финансирование от специального органа, занимающегося вопросами профессиональной подготовки учителей - Teacher Training Agency.
    Вторая часть закона предусматривает ответственность каждого университета или колледжа, имеющего государственное финансирование, за деятельность и финансовую отчетность студенческих союзов, работающих в этих вузах. Деятельность этих коллективов должна соответствовать определенным нормам, и руководству вуза следует наблюдать за тем, как эти нормы осуществляются на практике. В части студенческих обществ Закон применим в Англии, Уэльсе и Шотландии. В Северной Ирландии министерство образования должно начать консультации по проведению подобной реформы. Родительская Хартия
(Parent’s Charter) Хартия принята Департаментом образования в 1991 г. Новая редакция Хартии опубликована три года спустя. Ее основные положения: родители имеют право выбора школы для своего ребенка, и руководство школы обязано считаться с их выбором, если не существует оснований для отказа. В случае отказа в принятии ребенка в школу родители имеют право подать
жалобу. Руководство всех школ обязано информировать родителей об этом праве в письме, содержащем отказ принять ребенка в данную школу. Родители имеют право знать наиболее общую информацию, касающуюся деятельности школы или колледжа, в том числе результаты регулярной проверки школы со стороны правительственного Office for Standarts in Education. Не реже одного раза в год школа обязана извещать родителей о результатах аттестации знаний ребенка. Администрация обязана публиковать общую информацию о школе и системе управления, а также о системе ценностей и философии образования, исповедуемых школой. Также обязательным является публикация ежегодного финансового отчета, учебного расписания и результатов экзаменационных тестов.
    Подобного же содержания Родительская Хартия для Северной Ирландии была принята в 1992 г. Связи учебных заведений с бизнесом – вопросы будущего трудоустройства Одна из стратегических задач, которую правительство поставило перед
учебными заведениями, состояла в следующем: недостаточно выпускать молодых людей, обладающих неким набором более или менее упорядоченных знаний. Необходимо, чтобы эти знания были востребованы со стороны государственных и коммерческих структур. В результате были придуманы механизмы, позволяющие корректировать учебные курсы в соответствии с реальными потребностями бизнеса. Среди них:
    • Профессионально-технические инициативы   (Technical and Vocational Education Initiatives, TVEI) Один из крупнейших проектов, профинансированный Департаментом занятости британского правительства (общей стоимостью Ј900 миллионов), касался изменения базового школьного курса изучаемых дисциплин. В результате в школьном расписании появляется больше предметов, изучающих науки, технику и современные языки. По мнению авторов "инициатив", с такими знаниями будущие выпускники найдут себе применение гораздо быстрее. В 1993-1994 гг. в программе участвовали 4000 школ и колледжей (1,2
миллиона учащихся). 1997 год - последний год ее работы. После завершения программы представители бизнеса подведут итоги, вычленят наиболее эффективные результаты и решат, как их использовать в будущем.
    • Профессиональная практика. В последний год обучения в средней школе все ученики должны проходить практику в различных компаниях. Задания, которые получают подростки, различны. Например, они могут просто присутствовать и наблюдать за работой сотрудников фирмы (слушая их объяснения); или - выполнять конкретную работу на профессиональном оборудовании; или просто совершить обзорный или ознакомительный визиты, во время которого их познакомят с производственным процессом в целом и сопутствующими условиями. В 1994 г. правительство подтвердило, что идея такого рода профессиональной ориентации была верной и принесла вполне ощутимые плоды. Согласно новому постановлению, каждый ученик должен пройти как минимум недельный курс такого рода, причем программа профессиональной ориентации была разработана для учеников всех возрастов. (На это выделялось в общей сложности Ј23 миллиона.)
    • Training and Enterprise Councils. В апреле 1991 г. 11 советов начали пилотную программу Youth Credits - программу подготовки молодых специалистов высокого профессионального уровня. Выпускники программы могут справляться с задачами значительной технической и технологической сложности, таким образом их  работа в различных компаниях объективно способствует повышению конкурентоспособности компаний.
    • Science Parks. Новая и очень популярная сегодня модель взаимодействия науки, ориентированной на развитие бизнеса или связанная с бизнесом высоких технологий, и коммерческой практики. Согласно модели, все компании расположены в одном месте и ведут совместные исследования и технологические разработки. Так, Cambridge Science Park объединяет 74 компании и занимает площадь около 53 гектаров. Создано около 40 парков, которые объединяют более 1000 компаний - от филиалов всемирно известных фирм, как например British Petroleum или Olivetti, до недавно возникших малых бизнесов. Область деятельности компаний: компьютеры, электроника, робототехника, инструментальное производство, электроинженерия, химия,
биотехнологии. Основное направление деятельности парков - исследования, разработка дизайна в широком смысле слова, предоставление консультаций, проведение тестирования и обучение молодых специалистов в основном для предприятий малого бизнеса.

 

3 ШКОЛЫ

    Хотя общее руководство системой образования осуществляет федеральное правительство, основное бремя финансирования учебных заведений по- прежнему несут местные органы образования . Так в 1992-93 гг. федеральное правительство направило на нужды образования Ј3.75 миллиона (и еще столько же на развитие самоуправляемых школ), местные же власти потратили Ј22 миллиона.
    В Великобритании работает 30.000 государственных школ и 2.300 - частных, называемых "independent sector". Большинство государственных школ (от 60 до 90%) - смешанные. Частные школы работают как смешанные в основном для младших школьников, обучение в старших классах ведется раздельно. В государственных школах дети учатся, как правило, полный день, учебная неделя составляет 5 дней. В Англии и Уэльсе школьный год продолжается с сентября по июль. В Шотландии - с середины августа по конец июня, в Северной Ирландии - с сентября по июль. Учебный год разделен на три триместра по 13 недель каждый.
   Система управления
    В результате реформы деньги из госбюджета направляются теперь напрямую в школу, минуя многочисленные административные органы. Школы, получающие деньги из бюджета (местного или федерального), называемые грантами,
распоряжаются ими или полностью самостоятельно или под контролем LEA - местных "бюрократических" органов, напоминающих российские отделы народного образования.
    Каждая школа может обратиться в правительство за статусом грантоуправляющей, не спрашивая разрешения местных образовательных властей. И обрести тем самым гораздо большую независимость, чем школы системы LEA. Согласно Акту 1993 г., начальные школы (primary schools), особенно в сельской местности, должны объединяться для получения статуса грантоуправителя (такую группу школ называют кластер). Кластер имеет одного управляющего и единый бюджет, который распределяется между школами в зависимости от количества учеников.
    В школах, финансируемых из бюджета (publicly maintained), работает совет, в состав которого входят представители LEA, учителя и родители. Размеры финансирования, так же как и в случае с кластером, зависят от количества учеников. Директора таких школ с "делегированным бюджетом" имеют право распоряжаться расходованием средств, формировать количество
классов и составлять расписание для учителей, набирать штат сотрудников. Они также отвечают за содержание учебного расписания и стратегию школы. Ежедневное управление работой школой является обязанностью завуча (headteacher).
    В Шотландии большая часть школ финансируется из общественных фондов (их называют "public schools"). В управлении государственными школами значительная роль принадлежит школьным советам, состоящим из родителей и учителей школы.
    В Северной Ирландии школа, как зеркало, отражает главную проблему, остро стоящую во всем обществе, - антагонизм между приверженцами разных конфессий. В принципе федеральное правительство готово финансировать любую школу независимо от вероисповедания, но при условии, что ни одна из заинтересованных сторон (имеются в виду приверженцы определенной конфессии) не будет иметь большинства в общественном совете школы. В противном случае школа может претендовать на грант меньшего размера, не более 85%. В принципе дети могут посещать любую школу, однако, как заметили специалисты, католики почему-то предпочитают учиться в школах, находящихся в управлении Католической церкви, а протестанты - Протестантской. Правительство пытается помогать интегрированным школам для детей обеих конфессий, предоставляя им ряд льгот и финансируя в первую очередь. Тем не менее таких школ немного, создают их только в тех
местностях, где на них существует реальный спрос.
    Начальная школа (Primary School)
    Ходить в школу детям 2-4 лет в Англии и Уэльсе совершенно не обязательно. Более того, родители и сами предпочитают отдавать их в детские сады, имеющие программы дошкольной подготовки, или в частные группы, организованные зачастую самими же родителями. Существуют также специальные коммерческие группы, в которых детей обучают по особым методикам, например по методу Монтессори. В Ирландии система детсадовского дошкольного образования не очень развита. Возможно, поэтому в 4 года в школу отправляется гораздо больше детей, чем в других частях Британии.
    Обязательное образование начинается в Англии, Уэльсе и Шотландии - в 5 лет, в Северной Ирландии - в 4 года. В 11 лет во всех частях Великобритании дети переходят в среднюю школу (кроме Шотландии, где детей переводят в 12 лет).
    Начальные школы бывают разных типов (infant, junior, combined junior and infant). Независимо от типа школы ученики должны пройти обязательный базовый курс начальной школы, при этом администрация имеет право самостоятельно решать, какие предметы, в каком объеме и в каком классе изучаются, по каким учебным пособиям и методикам ведется преподавание. Естественным следствием является тот факт, что пройденный за определенный период учениками разных школ учебный материал не совпадает.
    Средняя школа (Secondary School)
    Сейчас существует четыре типа средних школ: comprehensive, grammar, secondary и City Technology College.
    В Городские технологические колледжи (City Technology Colleges) поступают самые одаренные дети, из которых готовят специалистов высокого класса в области современных технологий и бизнеса; в 1992 г. таких колледжей было всего 14. City Technology Colleges - специальные учебные заведения, в которых преподаются обязательные предметы общего цикла, но
преподаванию предметов, имеющих отношение к современному бизнесу, особенно информационных технологий, уделяется самое серьезное внимание. В технологический колледж может превратиться и обычная школа, если она расположена, например, в сельской местности или промышленном городке, где спрос на специалистов значительно выше, чем на выпускника без специальных знаний. Большую часть финансирования технологических колледжей постепенно возьмут на себя местные коммерческие фирмы. Большинство детей (90%) Англии, Уэльса и Шотландии посещают comprehensive schools. Объясняется это тем, что в эти школы принимают всех детей независимо от способностей и обучают по всем предметам, которые входят в базовый курс средней школы. Это аналог наших обычных районных школ без углубленного изучения предметов. Отсюда подростки, достигшие 16 лет, отправляются либо в 6th form colleges, либо в tertiary colleges.
    Около 4% детей становятся учениками grammar schools - это дети, проявившие свои способности и доказавшие, что они могут учиться по программам академического профиля. Опять-таки, по аналогии, это своего рода наши спецшколы с той разницей, что в наших спецшколах углубленно преподают  один или несколько предметов, а в британских школах уровень
преподавания по всем основным дисциплинам - углубленный. Дети здесь учатся до 18 и даже 19 лет.
    Остальные посещают secondary modern schools. Сюда принимают детей до 16 лет, обладающих хорошими практическими навыками.
    Очень немногие средние школы имеют шестой класс. Как правило, желающие продолжить образование должны поступать в Sixth Form Colleges. В этих колледжах могут учиться подростки от 16 до 19 лет, обучение ведется только на дневном отделении. Молодежь старше 19 лет в колледжи не принимается - им приходится поступать в tertiary college или college of further education.
    В Северной Ирландии детей по-прежнему зачисляются в школу по результатам тестирования. Лишь очень немногие школы принимают детей без предварительного тестирования.
    В Шотландии большинство средних школ не специализированы - все они в основном comprehensive, причем в них имеется и шестой класс. Подростки, окончившие школу, не имеющую шестого класса, могут перейти в другую на этот последний год, не испытывая при этом трудностей, связанных с поиском школы. 96% детей - ученики государственных средних школ, остальные 4% учатся в частных школах. Более чем в половине частных школ преподавание ведется раздельно. В Шотландии нет системы всеобщего базового курса предметов, как в Англии и Уэльсе. Учебный график, даже после проведения реформы, остался гораздо более напряженным, чем в школах Англии и Уэльса, и включает большее количество предметов. Все предметы распределены на 8 групп: филология и коммуникации; математические науки; естественнонаучные предметы; гуманитарные и экологические науки; технологические дисциплины; предметы эстетического развития; физическое воспитание; религия и духовное образование. Ученики должны выбрать минимум по одному обязательному предмету из каждой группы. На занятия по выбранным дисциплинам уходит 70% учебного времени каждого ученика.
    Частные школы
    В частных школах учится лишь 7% всех детей Великобритании. Плата за обучение в разных школах колеблется не сильно: в начальной школе родителям приходится платить около Ј300 за семестр, в старших классах плата возрастает до Ј4.000 за семестр. Очень способные дети из небогатых семей могут рассчитывать на получение стипендии от самой школы или от правительства. Действует особая правительственная программа Assisted Places Scheme для поощрения юных талантов, размеры помощи зависят от среднегодовых доходов семьи. Благодаря этой программе в 1993-1994 учебном году 33.800 учеников смогли продолжить обучение в частных школах. Особые стипендии получают учащиеся музыкальных школ, балетной
школы Ковент Гарден и церковного хора.
    В Великобритании сегодня работает около 550 частных школ, которые тоже называют "public" - это чисто языковой трюк, поскольку никакой государственной поддержки частные школы не получают.
    В Северной Ирландии открыта 21 частная школа. Однако система стипендий для талантливых учеников здесь не действует.
Базовый курс учебных предметов
    Реформы системы образования Великобритании коснулись содержания учебного процесса. И родителей, и специалистов не устраивало то, что детей слишком рано начинали "сортировать" по склонности к тем или иным наукам. В итоге некоторые необходимые для образованного человека предметы выпадали из школьного курса совсем. В результате реформы был принят
общенациональный школьный курс, обязательный для всех типов школ: каждый ученик должен пройти четыре основных, ключевых стадии (key stage) обучения и 10 основополагающих предметов.
    1 стадия - до 7 лет, дети
    2 стадия - 7-11 лет, подростки
    3 стадия - 11-14 лет (предшествует подготовке к сдаче GCSE)
    4 стадия - 14-16 лет (подготовка к сдаче GCSE и соответствующих профессиональных экзаменов)
    Основными предметами являются всего три: английский язык, математика, наука. Обязательными являются еще 7: технология, история, география, музыка, искусство, физическое воспитание, современный иностранный язык. В зависимости от стадии обучения уделяется ‘большее внимание тому или иному предмету. Некоторые предметы отсутствуют на первых стадиях, а появляются только на последней (например, современный иностранный язык). В зависимости от того, в какой части Великобритании расположена школа могут появляться специфические для данной территории предметы. Например в школах Уэльса ученики должны изучать в качестве второго обязательного языка уэльский (требование, которое будет действовать до 1999 г.). По каждому из предметов действуют инструкции о том, какие умения и навыки следует развивать в детях. Например, в результате изучения курса английского языка дети должны обрести пять основных навыков: уметь говорить, воспринимать речь со слуха, читать, писать, знать правописание и (потрясающе!) уметь писать от руки.
    Религия как предмет официально не присутствует в перечне школьных дисциплин, тем не менее религиозное (и сексуальное, добавим) воспитание является обязательным. На уроках основное внимание уделяют христианству, но рассказывают также и о других религиозных конфессиях, представители которых живут в Великобритании. Ежедневно в школах проходит коллективная
церковная служба. Родители имеют право освободить своего ребенка от изучения религии и посещения служб независимо от того, в школе какой части Британии учится ребенок.
    Как уже было отмечено, круг предметов, изучаемых в школах Шотландии, гораздо шире: помимо предметов, принятых в Англии и Уэльсе, включается еще обязательное изучение современного европейского языка, социологии, технологической практики, музыки или драмы. Опубликованы новые требования по тестированию по таким предметам, как латинский язык, математика, современные языки, изобразительное искусство, экология. Религиозное и духовное воспитание также включено в школьный процесс. В Северной Ирландии основными являются религия и шесть дисциплин: английский язык, математика, наука и технология, окружающая среда и общество, различные виды искусства. Курс каждой из дисциплин состоит из нескольких предметов, некоторые предметы являются обязательными.
    Несколько советов: частные школы
    Преимущества частных школ очевидны: неформальная атмосфера взаимоотношений учитель - ученик, небольшие классы (обычно 15-20 человек), высококвалифицированные учителя, которые стараются развить имеющиеся у ребенка способности, и как следствие - отличные результаты тестирования и практически 100%-ное поступление в университеты. Английские частные школы обладают хорошо оборудованными лабораториями, богатыми библиотеками, здесь работает много кружков по интересам практически в любой области.
    При выборе частной школы консультанты частных английских школ советуют задать следующие вопросы: каков набор изучаемых предметов; сколько иностранных учащихся в школе; каковы возможности совершенствования языка; проживают ли дети разного возраста раздельно; кто поможет ребенку решить возникающие проблемы; как часто родители будут получать результаты успеваемости ребенка? Если вы хотите выбрать действительно качественную частную школу, начинайте посылать письма приблизительно за два года до предполагаемого поступления. Возможно, детям придется сдавать тестовые экзамены и проходить интервью. Существуют специальные организации (ISIS и Gabbitas), которые могут помочь выбрать подходящую школу.

 

4 ШЕСТОЙ КЛАСС И КОЛЛЕДЖИ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ

    Колледжи дальнейшего обучения могут быть как государственными, так и частными. Большинство из них являются специализированными (профессиональными), в других студенты изучают общеобразовательные дисциплины с прицелом на академическое образование. Содержание профессионального образования разрабатывается в тесном сотрудничестве с представителями местных коммерческих фирм, чтобы выпускники пользовались спросом и легко могли находить себе работу. Учиться можно как на дневных отделениях, так и на вечерних. Некоторые программы, называемые "бутербродными" (sandwich) включают теоретические дисциплины и практическую работу в избранной области на предприятиях. О поступлении в эти учебные заведения надо начинать думать за год до окончания школы. Большинство имеют строго определенные сроки приема документов.

    Список некоторых колледжей дальнейшего обучения

    Bellerbys College
    Обладает очень хорошей репутацией. Здесь учатся около 480 иностранных студентов. Предлагаются: программа A-level по широкому кругу предметов и специализированные подготовительные курсы (foundation courses) для поступления в университеты. Имеются курсы, на которых готовят к поступлению в колледж, работает языковая программа.
    Bellerbys College, 44 Cromwell Road, Hove, East Sussex BN3 3ER.
    E-mail: bellerbys@bsg.ac.uk
    http://www.bsg.ac.uk

    Berkshire College of Art and Design
    Колледж имеет постоянные связи с компаниями, работающими в области дизайна для бизнеса и промышленности. Лекции читают представители этих компаний, рекламных агентств, групп дизайна. Выпускники получают степень бакалавра или диплом BTEC в области моды, ювелирного дела, 3D Graphics, фотографии, полиграфии, журналистики и т. д. Каждый ученик колледжа имеет персонального тьютора (наставника).
    Berkshire College of Art and Design, Kings Road, Reading, Berkshire RG1 4HJ.

    Bournemouth and Poole, College of Further Education
    Предлагается около 500 профессионально-ориентированных и академических курсов, дающих право получения международно признанных дипломов. Есть специальные программы подготовки в британские университеты и курсы английского языка.
    International Operations, Bournemouth and Pool, The Landsdown,
    Bournemouth BH1 3J.

    Ashbourne Independent Sixth Form College
    Расположен недалеко от Гайд Парка в самом центре Лондона. Предлагаются программы нулевого уровня, на получение аттестата зрелости (GCSE), либо A-level. Продолжительность программ - от 4 месяцев до 2 лет в зависимости от избранной специальности. Иностранным студентам предлагаются дополнительные курсы усовершенствования английского языка, а также для всех студентов - курсы профориентации и тренировка учебных навыков. Абитуриентов принимают на основании показателей успеваемости, результатов сданных экзаменов и уровня владения английским языком. О высоком качестве преподавания говорят цифры: 79% иностранных учащихся - выходцев из стран Азии поступили в университеты по специальности
медицина. Преподавание ведется в маленьких группах.
    Ashbourne, 17 Old Court Place, London W8 4PL. Brighton

    College of Technology
    Учащиеся могут выбрать круг предметов, имея в виду будущую профессиональную карьеру. Предлагаются формы обучения: 1-годичная подготовительная программа для поступления в University of Brighton; программа на получение HND; подготовительные курсы для поступления в
британские университеты; курсы английского языка.
    Pelham Street, Brighton, East Sussex BN1 4FA.

    Charles Keene College
    Основные курсы: Computing, English, Business, Motor Vehicle, Dance, Music, Hairdressing, Sport and Leisure. Работают также одногодичные подготовительные программы для поступления в университеты.
    Painter Street, Leicester LE1 3WA. Coventry

    Technical College
    Предлагается широкий круг предметов, включая Engineering; Business, Administration/Secretarial; Fashion, Art/Design; English Language - круглогодично; все предметы A-level; подготовительные курсы для поступления в университеты по специальностям право, науки, инженерные науки и др.
    International Centre, Coventry, Technocal College, Butts, Coventry CV1 3GD.
    http://www.coucollege.ac.uk

    East Berkshire College
    Это один из самых крупных колледжей дальнейшего образования на юго- востоке Англии - в нем учатся 25.000 студентов. Предлагается очень широкий спектр программ: 36 двухлетних программ A-level; различные подготовительные курсы для поступления в университеты: одногодичная Access Programme (подготовительная программа для студентов старше 21 года) и одногодичная Foundation Programme (для студентов от 16 лет); курсы профессиональной ориентации. Все учебные помещения прекрасно оборудованы: компьютерные классы, научные лаборатории, студии дизайна, музыкальные классы, информационные центры и т. д. Чтобы добраться до колледжа от центра Лондона, требуется 30 минут езды на поезде.
    Information & Guidance, Claremont Road, Windsor, Berkshire SL4 3AZ.

    Eastleigh College
    У колледжа отличные связи с местным бизнесом, Southampton University, Southampton Institute и другими образовательными и коммерческими центрами. Превосходная техническая база - около 300 компьютерных терминалов, оснащенных мощными CD-ROM, интерактивными программами, имеется открытый доступ к Интернет. В колледже обучаются иностранные студенты из 20 стран мира. Курсы усовершенствования английского языка для всех иностранных студентов - бесплатные. Каждый иностранный студент обеспечивается всем необходимым, их встречают в месте прибытия в страну. Студенческий союз также готов помочь.
    Sarah Harrison, International Development Manager
    Eistleigh College, Chestnut Avenue, Eastleigh SO50 5HT, UK.
    E-mail: sdowner@eastleigh.ac.uk

    Gloscat
    Согласно последним результатам правительственных проверок, этот колледж входит в десятку колледжей, признанных лучшими в Великобритании по качеству преподавания. Колледж предлагает: выбор любой из 26 программ A- level на получение сертификата GCSE; двухлетние профессиональные программы в области Business Studies, Computing and IT, Engineering (Mechanical and Electronic), Graphic Design, Leisure & Tourism и т. д.; двухлетний курс на получение диплома HND; курсы английского языка как иностранного. Имеется небольшое количество стипендий для иностранных студентов.  Расположен в 120 милях от Лондона (1,5 часа езды на поезде).
    The International Student Centre, Gloscat Park Campus, Cheltenham,
    Gloucestershire GL50 2RR, UK.
    E-mail: postman@gloscat.demon.co.uk

    Grimsby College (A partner College of Humberside University)
    Всегда пользовался популярностью среди студентов, в том числе и иностранных. Может быть, это связано с тем, что кампус колледжа - общий с Humberside University. А может быть с тем, что здесь предоставляется возможность пройти любой уровень обучения вплоть до степенного. В колледже также много программ "неполного дня". Общее количество студентов - около 5000. Количество иностранных студентов - около 200 из 32 стран мира, большинство - из стран Ближнего и Дальнего Востока. Предлагается широкий выбор курсов : от BTEC first level до степенных. Предметы: Business, Information Technology/ Computing, Refrigeration and Air Conditioning, Computer Aided Design, Engineering (Plan/Electrical/Electronic/Construction/ Instrumentation and Control) и т. д. Размер оплаты в 1996 г. был Ј5.300 для поступающих на высшее образование и Ј3.225 для иных программ (до высшего уровня). Прекрасная спортивная база. Если колледж понравился, начинать процесс поступления надо с письма-запроса.
    International Office, Grimsby College, Nuns Corner, Grimsby, North East
    Lincolnshire DN34 5BQ, UK.

    Grantham College
    Основан в 1947 г. Общее количество студентов (включая вечернее отделение) - 3.000. Иностранные студенты учатся здесь уже более 20 лет, в 1996-1997 учебном году - их около 60 человек, каждому предоставляется персональный куратор. Предлагаемые программы: A-level по различным дисциплинам; HND по специальностям Business, Engineering, Computing, Sports Management и др.; Foundation programmes по дисциплинам Engineering и Science; BA Social Science (1 год)/BA Combined Studies (1 год); GNVQs и др. Плата за обучение в 1996/1997 уч. году: Ј3.420 для программ дальнейшего обучения (например A-level); Ј5.950-Ј6.650 для программ высшего образования.
    The International Students’ Tutor, Grantham College, Stonebridge Road,
    Grantham, Lincolnshire NG31 9AP, UK.

    Hastings College of Arts and Technology (HCAT)
    Колледжу уже более 100 лет. Сейчас имеет 7 подразделений, на которых обучаются около 10.000 студентов. От Франции колледж отделяет только залив, при этом колледж расположен всего в часе езды от Лондона. Предлагаются все виды программ на получение любой квалификации по большинству наиболее распространенных специальностей. Для иностранных
студентов подбираются прекрасные семьи для проживания, многие становятся друзьями на всю жизнь.
    Admissions Officer, Hastings College of Arts & Technology, Archery Road,
    St.Leonards on Sea, East Sussex TN38 0HX, England, UK.
    E-mail: marketin@hcatos.cablenet.co.uk

    Harrogate Tutorial College
    Колледж признан CIFE и ARELS. Всего учится около 100 студентов, 30% - иностранные. У каждого иностранного студента имеется персональный советник. Преподавание ведется в маленьких группах. Колледж расположен в очень красивом месте. Предлагаемые программы: GCSE (одно- и двухлетние); GCE A-level (от 1 до 2 лет); все виды курсов английского языка.
Требования к поступающим: возраст не менее 15 лет; хорошие показатели аттестата GCSE (для тех, кто поступает на A-level); отличное владение языком. Плата: Ј5.500-Ј7.500 за учебный год. Проживание, питание, карманные деньги + Ј4.000-Ј5.000 на учебный год.
    Mr. K.W.Pollard, Principal, Harrogate Tutorial College, 2 The Oval,
    Harrogate, North Yorkshire HG2 9BA, UK.
    E-mail: study@htcuk_u_net.com

    Henley College Coventry
    Основан в 1964 г. Расположен в пригороде уютного университетского городка Ковентри с населением 300 тысяч, в 80 мин. езды от Лондона. Программы: подготовительные; A-level; профессиональные и специальные (BTEC/GNVQ), курсы английского языка; специальная Access Program для иностранных студентов.
    Henley College, Coventry, Henley Road, Bell Green,
    Coventry CV2 1ED, UK.

    King’s St.Joseph’s Hall, Oxford
    Это одна из очень качественных, почти элитарных школ Британии. Открыта относительно недавно - в 1980 г. и представляет из себя небольшой (всего около 130 учащихся) международный "колледж шестого класса". Школа расположена в 10 минутах езды от центра Оксфорда. Предлагаются: программы A-level подготовки к поступлению во все университеты Британии; абсолютно новый курс Foundation Diploma for Business and Related Studies, сертифицированный Oxford Brookes University; большой выбор языковых программ для сдачи экзамена IELTS. Учащиеся размещаются, как правило, в семьях, не более чем в 10 минутах ходьбы от школы.
    Director of Sixth Form Studies, King’s St. Joseph’s Hall,
    Junction Road, Oxford OX4 2UJ.
    E-mail: 100343.455@compuserve.com

    Morrison’s Academy
    Академия расположена недалеко от Эдинбурга и Глазго, в центральной Шотландии. Основана в 1860 г. Превосходно оборудована (11 научных лабораторий и 5 компьютерных классов),имеется музыкальная студия, спортивные снаряды и сооружения. Принимаются дети от 8 до 19 лет. Обучение раздельное. Предлагаются программы для прохождения Scottish Examination или A-level. Школа существует на частные пожертвования.
    The Principal, Morrison’s Academy, Crieff PH7 3AN, Scotland, UK.
    E-mail: 100763.2501@compuserve.com

    London College of Further Education
    Предлагает программы обучения по специальностям/предметам: туризм, гостиничное хозяйство, Travel Agency and Airline Management; Business Administration and Management Studies; Accounting and Finance; Computer Studies and Information Technologies и др. Требования к поступающим: возраст не менее 18 лет; хорошие результаты успеваемости в средней школе; необходимо иметь пять квалификаций GCSE или O-level или эквивалентных программ, пройденных не в Великобритании.
    London College of Further Education, 4 Clapham Common Northside,
    PO Box 481, Clapham Common, London SW4 0QW, UK.

    North East Worcestershire College
    Предлагается очень сильная программа уровня 6th Form, в которую входят предметы A-level практически в любой области - науки, искусстве, современных языках. Этой подготовки будет достаточно, для того чтобы иностранный студент затем смог поступить в любой британский университет. Общее количество учащихся - 2500. Есть возможность пройти профессиональные курсы и даже курсы, по окончании которых присваиваются академические степени, эти курсы проводятся совместно с Coventry School.
    Information Officer, NEW College, Blackwood Road, Bromsgrove,
    Worcestershire B60 1PQ, UK.

    Peterborough Regional College
    Питерборо - старинный кафедральный город. Колледж предлагает программы: курсы английского языка, степенные программы, программы подготовки в университеты по более чем 20 предметам GCE A-level; профессиональные курсы.
    The International Students Tutor, Peterborough Regional College, Park
    Crescent, Peterborough, Cambridgeshire PE1 4DZ, UK.

    Worcester College of Technology
    Расположен на берегу реки Северн. Предлагает около 50 программ A-level, а также подготовительные программы для поступления в университеты. Отлично оборудован современной техникой.
    Mrs. Elizabeth Newman, International Studies, Worcester WR1 2JF.

    Richard Huish Taunton College
    Государственный колледж. Департаментом образования он признан одним из лучших в Западной Англии по уровню подготовки студентов, что подтверждается отличными результатами экзаменов и тестов. Процент поступаемости по результатам 1995 г. - 90%. Колледж имеет самые хорошие связи с ведущими университетами, включая Оксфорд и Кембридж. Предлагается широкий выбор программ и предметов, а также вариантов обучения. Имеется доступ к Интернет и электронной почте. В общем можно сказать, что обучение в этом колледже поможет легко перейти от школьного образования к университетскому. В сотрудничестве с Exeter University готовится специальная подготовительная программа для иностранных студентов, собирающихся
поступать в этот вуз на программы в области точных наук. Всем учащимся предоставляются бесплатные консультации по выбору профессиональной ориентации и будущего университета, а также помощь в заполнении форм UCAS. двухлетние программы A-level начинаются в сентябре, ускоренные программы A-level  - в январе, курсы GNVQ - в сентябре и январе.
    Admissions Office, Richard Huish College, South Road, Taunton, Somerset TA1 3DZ, UK.
    Internet: http://rhwww.richuish.ac.uk

    Colihull College
    Один из лучших колледжей в Англии, получающих государственное финансирование. 3000 учащихся. Расположен в 12 км от Бирмингема, недалеко от Стратфорда-на-Авоне, Варвика и Оксфорда. Квалификационные уровни: GCSE, A-level, BTEC, GNVQ по 70 предметам. Оплата: за 7- недельный курс английского языка - Ј490; программы A-level - Ј3.600; за программы более высокого уровня, на получение HND - Ј5.200. Около 100 учащихся из Азии, Ближнего Востока, Африки ежегодно поступают в колледж.
Adrian Gaunt, Director International Centre, Solihull College,
Blossomfield Road, Solihull, West Midlands B91 1SB, UK.
E-mail: adriang@solihull.acad.ac.uk
Internet: http://www./solihull.ac.uk

    York College of Further and Higher Education
    Является ассоциированным колледжем при University of York, 2500 студентов. Иностранные студенты составляют лишь очень небольшую часть, однако это не есть следствие действующих ограничений - здесь рады принять учащихся из любой страны. Каждоый учащийся имеет персонального наставника, может пользоваться услугами медслужбы. Бесплатно предоставляется курс EFL иностранным учащимся, для которых английский язык - не родной.
Плата за 1996/1997 уч. год: Ј3.300-Ј5.200 в зависимости от избранного курса и специальности.
    John Kear, International Manager, York College,
    Tadcaster Road, York YO2 1UA, UK.

    Sparsholt College
    Расположен недалеко от Винчестера, колыбели английской цивилизации. 1200 учащихся обучаются по программам различного уровня - от первого диплома (First Diploma) до HND. Специализации: Agriculture, Animal Management and Care, Business and Finance, Countryside Related Studies, Farm Engineering and Mechanization, Fishery Studies и др. Есть собственные фермы. Колледж имеет благотворительный статус, т. к. его работа нацелена на образование и тренинг кадров для местной промышленности.
    The Courses Adviser, Sparsholt College Hampshire,
    Winchester SO21 2NF, UK.
    E-mail: sparsholt01@hants.tec.org.uk

 

5 ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Информацию о высшем образовании и институтах высшего образования Великобритании вы найдете на сервере http://www.hobsons.co.uk
    В Великобритании 89 университетов (включая институт дистанционного образования Open University) и 70 вузов. Из них 39 считаются новыми, т. е. созданы они были после Акта 1992 г.
Старейшие университеты - Оксфордский (открыт в 12 веке) и Кембриджский (13 век). Шотландские университеты St.Andrews, Glasgow, Aberdeen и Edinburgh были открыты в 15-16 веках. Оксфордский и Кембриджский университеты знают все, даже люди, не собирающиеся учиться за границей. Тем не менее будет преувеличением сказать, что они - "самые лучшие". Конечно, никакой вуз в мире не может сравниться с этими двумя университетами по престижности. За восемь веков существования сама история их оказалась наполненной разнообразными событиями. Здесь учились знаменитые люди. Например, Маргарет Тетчер окончила факультет химии в Оксфорде. Эти университеты превратились в национальные легенды. Но и другие "древние" университеты, как например St.Andrews, имеют также очень высокую репутацию. После 1980 г. появилось много молодых вузов, в основном политехнических, изменился уровень преподавания в тех университетах, которые прежде не конкурировали с Оксфордом и Кембриджем. В результате некоторые дипломы этих вузов ценятся даже выше, чем Оксфорда и Кембриджа. Особенно это касается некоторых современных специальностей. Высшее образование - First Degree Study (степень бакалавра)
    В отличие от Америки поступление в вузы для получения степени бакалавра в Великобритании централизовано. Это единая процедура как для британских, так и для иностранных соискателей, не очень сложная, но проходит она обязательно через специальный орган - UCAS (University and Colleges Admissions Service). Абитуриенту необходимо обратиться в UCAS за специальным бланком. Имея один такой бланк, можно подавать документы на поступление в 6 вузов (или меньше). Бланки UCAS можно взять в представительстве Британского совета или запросить по адресу:
    Universities and Colleges Admissions Services (UCAS). Fulton House, Jessop Avenue, Cheltenham, Gloucestershire GL50 3SH, UK.
    За некоторыми исключениями процедура поступления выглядит следующим образом:
    Август - необходимо взять бланки UCAS
    1 сентября UCAS начинает принимать заполненные бланки
    15 октября крайний срок принятия бланков для поступления в Оксфорд и Кембридж
    15 декабря крайний срок для поступления в другие вузы
    Ноябрь-апрель проходят интервью, вузы делают свой выбор
    Апрель-июль срок, когда вы должны сообщить UCAS о принятом вами решении - какой вуз из тех, от которых вы получили приглашение, вы выбираете. Как правило, ответы из вузов приходят в разное время, поэтому каждому из абитуриентов UCAS сообщит точный срок, до которого необходимо сообщить решение.
    Август вузы подтверждают согласие принять абитуриента
    Конец августа тем из абитуриентов, кто никуда не поступил, будут предложены на выбор другие (оставшиеся недоукомплектованными) вузы или курсы.
    Если вы поступаете в Оксфорд или Кембридж, то дубликат всех посылаемых в UCAS документов должен быть направлен в университет, дополнительную информацию по этому поводу вы можете получить из проспектов университетов. Причем одновременно подавать документы в оба эти университета не разрешается. Адреса Оксфордского и Кембриджского университетов:
    Oxford Colleges
        Admissions Office, University Offices,
        Wellington Square, Oxford OX1 2JD, UK.
    University of Cambridge
        Intercollegiate Applications Office, Kellet Lodge,
        Tennis Court Road, Cambridge CB2 1QJ, UK.
    Те, кто намерен поступать в университеты по специальности "медицина" или "стоматология", могут подавать документы одновременно не более, чем в пять вузов. Считается, что если ни в один из пяти вузов вы поступить не смогли, то вам лучше выбрать себе другую профессию. Для тех, кто поступает на специальности по искусству и дизайну, существуют два периода, в течение которых можно подавать документы. Первый период в точности совпадает с указанным выше. Второй начинается 1 января и заканчивается в марте. Если вы не успели подать свои документы в UCAS вовремя, то все-таки существует возможность того, что ваши документы будут рассмотрены. Документы, поступившие в период с 16 декабря по 30 июня будут рассмотрены до 20 июня (если поступили до 16 мая) или до конца августа (если поступили после 16 мая). Документы, поступившие в период с 1 июля до 20 сентября, считаются резервными. О дальнейшей судьбе абитуриенту сообщат персонально.
    Регулярно правительство Великобритании проводит независимую оценку уровня и качества преподавания в вузах. Оценка проводится по четырехбалльной системе, учитываются насыщенность учебного расписания, уровень преподавания, обеспеченность техническими ресурсами. Для того, чтобы получить оценку "одобрен" вуз должен по всем показателям получить оценку не ниже 2.  Каждый из проверенных вузов получает оценку "отлично", "удовлетворительно" или "неудовлетворительно". Результаты этих проверок публикуются в специальных изданиях Британского совета и департамента образования. Высшее образование - Postgraduate Study Получить степень мастера можно в любом из 200 университетов, имеющих самые разнообразные программы. Выпускники британских колледжей имеют больше возможностей оценить свои силы и предложения вузов. (Зачастую за одними и теми же словами в проспектах вузов стоит совершенно разное содержание.) Им могут помочь и специальные консультанты, имеющиеся при каждом вузе, и представители студенческого союза, и общества абитуриентов. Самое лучшее, советуют руководства, - выбрать себе наставника (supervisor). Иностранным абитуриентам - сложнее. Степень мастера ежегодно получают около 44.000 молодых специалистов, из них 17.000 приезжают из других стран. Для получения этой степени необходимо закончить годичный курс (октябрь - конец сентября следующего года). Существует два принципиально разных типа программ, позволяющих получить степень мастера: обучающие (advanced taught courses) и исследовательские (research corses). Если вы поступаете на исследовательскую программу, вы должны в течение года выполнить самостоятельный исследовательский проект (в том случае, если вы хотите получить степень мастера философии, учиться придется два года).
    Обучающие программы строятся по принципу, который используется на последних курсах в российских вузах: существует перечень обязательных предметов, по которым читается лекционный курс. Студенты выбирают на свое усмотрение еще несколько предметов (тоже лекции). Кроме лекций студенты посещают также семинары, практические занятия, пишут курсовые работы и т. д. Через 7 месяцев после начала учебы студенты сдают экзамены. После этого студент и его научный руководитель выбирают тему для итогового исследовательского проекта (дипломного, как мы бы сказали) и оставшуюся часть времени студент работает над этим проектом. Например, в проспекте и рекламе университета вы можете прочитать: University of Southampton предлагает поступить на факультет искусств, подразделение School of Research and Graduate Studies.
    Обучающие программы (MA/MSc/MMus)
    Предоставляют возможность получить степень мастера по специальностям:
    Исследовательские программы (MPhil/PhD) на отделениях: Arhaeology, English, History, Music, Philosophy, the School of Modern Languages and Linguistics. Приветствуются междисциплинарные исследовательские проекты. Используемые в тексте аббревиатуры обозначают, что существует несколько типов степени мастера. Наиболее распространенные из них:
    MA (Master of Arts)
    MSc (Master of Science)
    MRes (Master of Research) - это относительно новый тип степени
    MEng (Master of Engineering)
    LLM (Master of Laws)
    MBA (Master of Business Administration)
    MPhil (Master of Philosophy)
    MBA. Эту степень можно получить в 90 университетах. Курс включает лекции по обязательным предметам и длинный перечень специальных дисциплин, которые студент выбирает по собственному усмотрению. Многие вузы предоставляют студентам в рамках исследовательских проектов изучать экономическую ситуацию в коммерческих фирмах и предлагать решения реально возникающих проблем. Как правило, вузы требуют, чтобы абитуриент обладал не менее чем 2-летним опытом работы в бизнесе. Таким образом студенты имеют возможность не только изучать теорию, но и обмениваться собственным практическим опытом. Как правило, программы MBA рассчитаны на год. Исключение составляет лишь обучение в the London Business School, которое продолжается 21 месяц, а также программа в Манчестерском университете (2 года). Если вы хотите глубоко изучать только одну специальность, например, туризм или индустрию отдыха - нет необходимости поступать именно на программу MBA, для этого достаточно поступить на программу MA или MSc. MBA предполагает более всеобъемлющее и глубокое познание бизнеса.
    LLM. 45 университетов выпускают молодых юристов. Все курсы различны: студенты могут выбрать и специализироваться в области уголовного, коммерческого права и др. На курсах с международным "уклоном" студенты изучают также правовую базу Европейского союза, международное право в области общественных отношений, международное экономическое право, права человека и т. д.
    MSc. Выбрав программу MSc, студент может специализироваться в любой области избранной им науки. Например, в последнее время большим спросом пользуются научные разработки в области биологических наук. Поэтому очень популярными среди студентов-естественников стали специализации биохимии, генетики, фармакологии, токсикологии и т. д. При этом студенты подробно изучают, скажем, Water Resources Management, Marine Biology, Medical Genetics и т.д. Новая степень - MRes - появилась в 1995 г.
    MEng. Не следует путать тип программ, ведущих к получению этой степени, с программами по специализации "engineering", ведущие к получению степени MSc. MEng присуждается по окончании углубленного четырехгодичного курса в области инженерных наук. Часть учебного времени студенты, обучающиеся по программам MEng, проводят в учебных цехах, лабораториях, выполняя практические задания и проекты. Исключительной популярностью пользуются программы по специализации Information Technology. И это понятно, т. к. это наиболее динамично развивающаяся отрасль во всех странах мира. Для тех, кто не имеет понятия о том, что такое компьютер, 40 университетов Британии предлагают специальные программы (conversion courses). Закончив учебу, студенты не станут ни мастерами, ни докторами, но приобретут достаточно квалифицированные знания, позволяющие им разбираться не только в программировании.
    Процесс поступления
    Для студентов, получивших степень бакалавра в британском университете, процесс поступления на степенные программы прост и отлажен. Члены приемных комиссий осведомлены о репутации каждого из вузов, а иногда даже знают персонально руководителей курсов. Для иностранных студентов ситуация совершенно иная. Поэтому следует внимательно и терпеливо преодолевать возникающие трудности. Каждый вуз имеет собственный бланк заявки. Вы можете запросить этот бланк из вуза или взять в местном представительстве Британского совета. Британский совет имеет собственные бланки для поступающих, которые тоже принимаются большинством вузов. Требования к поступающим Прежде всего иностранные студенты должны доказать хорошее владение английским языком - без этого невозможно полноценное обучение. Британские вузы принимают результаты тестов TOEFL, IELTS (Intenational English Language Testing Service) и Cambridge Certificate in Advanced English, Certificate of Proficiency in English. Требования по тому, какой именно тест нужно сдавать, а также сколько очков набрать, разумеется различны в зависимости от вуза и выбранной программы. Эту информацию вы найдете в проспектах вузов.
    В Москве тест IELTS проводит представительство Британского совета. По информации, предоставленной Британским советом, экзамен проводится каждые две недели с 9.15 до 16.00 в офисе Британского совета
(Николоямская, 1; тел. референта по экзаменам: 234-02-01/ 234-02-09). Для сдачи экзаменационного теста необходимо взять бланк заявки, заполнить его и с фотографией и оплатой (Ј57, в рублях в апреле сумма составляла 524.000 руб.) представить в Британский совет. Оплата принимается наличными в офисе Британского совета.
    Существуют два модуля: академический, для тех, кто собирается учиться или работать по профессии (требования к языку очень высокие); и общий - для тех, кто собирается на учебу более практического характера (например, учиться на шеф-повара). В офисе Британского совета имеются материалы для подготовки к сдаче теста - книги и кассеты (разные комплекты пособий стоят 115.000 руб. и 72.000 руб.). Через неделю после сдачи экзамена один экземпляр с результатами направляется вам по почте.
    Для некоторых вузов требуется также сдать экзамен, подтверждающий общеобразовательные знания (GRE или GMAT, информацию об этих тестах вы также найдете в первой книге "Учитесь в США и Канаде"). Посылать заполненные бланки заявок в вузы Британии следует только после того, как вы уже получили оценки по языковому и специальному тесту, т.к. рассматривать без этих результатов ваши документы все равно не будут. Некоторые вузы требуют наличия у абитуриентов опыта работы по специальности. Например, для обучения по программе MA в области информационных наук в Birmingham University необходимо как минимум 9 месяцев работать по специальности. Для студентов, поступающих на программы MPhil или PhD, в большей степени требуется умение изъясняться по-английски, поэтому здесь опыт практической работы менее важен, чем результаты языкового теста, считают члены приемной комиссии этого университета. Cranfield School of Management требует три года работы в коммерческом секторе, а еще лучше, считает глава приемной комиссии, - 8- 9 лет (обычный возраст студентов, обучающихся по специальности "Бизнес", - 28-30 лет).
    Еще одна проблема - свидетельства, аттестаты, дипломы (transcripts), которые вы имеете к этому времени. Они должны быть переведены на английский язык и иметь приложение, в котором будет указано соответствие присвоенных квалификаций - британским аналогам. По всем возникающим вопросам следует обращаться в Британский совет.
    Последнее, о чем не следует забывать, - время. Процесс рассмотрения документов абитуриентов достаточно длителен. Поэтому, советуют члены приемных комиссий, - не тяните до последнего момента, посылайте документы заранее. Так же, как и при поступлении в американские вузы, если вы рано подали документы, это может помочь получить небольшие стипендии, предназначенные для иностранных студентов. Правда, не следует слишком рассчитывать на эти стипендии. Как правило, они очень небольшие, и не покроют даже половины стоимости вашего обучения. "Единственно о чем думают наши студенты, - говорят представители университетов и институтов, - это деньги, деньги и деньги. Образование в Британии стоит очень дорого, и студентам следует рассчитывать только на свои собственные возможности или помощь со стороны своего правительства." Стипендии В отличие от толстенных томов, посвященных разнообразным видам стипендий и грантов для тех, кто собирается учиться в Америке, информация о перспективах получить какие-нибудь благотворительные деньги в Британии умещается в тонюсенькой брошюрке из 10 страниц. Большая часть брошюры посвящена объяснению, что помощь надо искать в своей стране. Никаких благотворительных программ, подобных программам USAID, Британия в России не проводит. Единственный вид стипендий, на которые может претендовать российский гражданин, - это стипендии для специалистов, но и их всего три.
    • British Chevening Scholarships.
    Программа была объявлена Ее Величеством во время визита в Россию в 1994 г. Это программа стипендий, предусматривающая стажировку в Британии на период от 3 до 12 месяцев, для специалистов в области международных отношений, средств массовой информации, управления, права, экономики и городского планирования. Присуждается около 20 стипендий. На годовую стажировку для обучения по программе с присвоением степени мастера отбирают не более 8 человек. Требования к кандидатам: быть не старше 25 лет; иметь отличные показатели успеваемости (кандидат должен уже получить диплом о высшем образовании); активно участвовать в общественной жизни. На 1997-1998 г. заявки (в виде аккуратно заполненных бланков, выдаваемых Британским советом) принимались до 30 ноября. После четырехступенчатого процесса рассмотрения заявок результаты были объявлены 31 мая. Контактный тел. координатора программы в Британском совете: 234-02-01, 234-02-36, факс: 975-25-61. В Петербурге: (812) 325-60-74, факс: (812) 325-60-73. В Н. Новгороде тел./факс: (8312) 67-76-54. В Екатеринбурге: (3432) 56-92-05, факс: (3432) 56-92-07.
    • Программа содействия развитию сферы финансовых услуг в бывшем СССР (Chancellor’s Financial Sector Scheme).
    Программа предоставляет возможность молодым сотрудникам финансовых негосударственных компаний пройти стажировку в Британии сроком от 3 до 10 месяцев. Требования:
    - возраст от 22 до 35 лет;
    - владение английским языком (не обязательно свободное);
    - работа в компании, предоставляющей услуги в следующих областях: банковское дело, аудит, страхование, юридические услуги, управление фондами, бухгалтерский учет, операции с недвижимостью, актуальные услуги, программирование;
    - опыт работы по специальности 1-2 года.
    Для участия в конкурсе необходимо заполнить специальный бланк анкеты. Далее отбор претендентов происходит по методу исключения: те, чья анкета прошла предварительный отбор, допускаются к сдаче теста по английскому языку; те, кто успешно сдал тест, - к собеседованию. Как правило, в течение 3-9 месяцев после прохождения конкурсного отбора победители получают направление на стажировку. По прибытии в Британию, стажеры в течение 1 месяца проходят курс интенсивной языковой подготовки, а затем в течение 3-10 месяцев стажируются в одном из финансовых учреждений Британии. Первоначально срок действия этой программы был установлен до 1998 г. Возможно, программа будет продолжена. Тел. координатора программы: 234-02-01/ 02-23/ 02-24; факс: 975-25-61.
    • Программа подготовки управленческого состава (Joint Industrial & Commercial Attachments Programme)
    Это программа британского правительственного фонда Know How Fund, администрируемая Британским советом. Она предусматривает подготовку менеджеров из России в компаниях Британии сроком 5 недель. Программа работает уже 3 года, за это время более 350 менеджеров успешно прошли стажировку. Программа будет действовать до августа 1999 г., за оставшееся время планируется послать на стажировку еще около 400 специалистов. Требования к кандидатам: возраст от 25 до 45 лет; наличие диплома о высшем образовании; текущая работа на управленческой должности в российской коммерческой компании; знание английского языка. Контактный тел.: 234-02-01/21, Ричард Гаррет или Ольга Лиманова.

    Список некоторых университетов с электронными адресами факультетов

    University of Southampton
    University of Southampton, Highfield, Southampton, Hampshire SO17 1BJ, UK.
    Department of Electronics and Computer Science
    E-mail: add@ecs.soton.ac.uk
    WWW: http://www.ecs.soton.ac.uk

    Cranfield University
    Cranfield University, Cranfield, Bedfordshire MK43 0AL, UK.
    Cranfield Biotechnology Centre, e-mail: l.tigwell@cranfield.ac.uk
    WWW: http://www.cranfield.ac.uk/biotech/home.htm

    University College London
    Development Planning Unit, 9 Endsleigh Gardens, London WC1H 0ED, UK.
    E-mail: dpu@ucl.ac.uk

    The University of Strathclyde in Glasgow
    University of Stratchclyde, McCance Building, 16 Richmond Street,Glasgow G1 1XQ, UK.
    Postgraduate Studies in Engineering, e-mail: s.bridgeford@mis.strath.ac.uk
    Postgraduate Studies in Law, e-mail: linda@law.strath.ac.uk

    University of Sheffield
    University of Sheffield, Western Bank, Sheffield S10 2TN, UK.
    E-mail: d.maxwell@sheffield.ac.uk
    WWW: http://www.shef.ac.uk

 

6 ОПЛАТА ЗА УЧЕБУ

    Школы и колледжи дальнейшего образования.
    Стоимость учебы в частных школах может варьироваться довольно сильно, но в среднем родители должны быть готовы заплатить Ј5.000-Ј9.000 в год, если хотят отдать ребенка в пансион начальной школы, и Ј9.000-Ј12.000 - за пансион средней школы. Частные колледжи дальнейшего образования устанавливают оплату за учебу независимо от того, из какой страны прибыл студент (принадлежит ли эта страна к Европейскому Союзу или нет). Величина оплаты также сильно варьируется. За учебу в Sixth Form College или Tutorial College студенты платят от Ј2.600 до Ј5.750 за семестр, если они сдают экзамены по 5 - 7 предметам GCSE. В наиболее престижных частных колледжах цены - от Ј3.600 за 10-недельную программу до Ј12.500 за учебный год. Некоторые колледжи предлагают небольшую финансовую помощь на покрытие текущих расходов студентов, однако размеры этой помощи - мизерные. В государственных колледжах расценки устанавливаются местными органами образования. Для всех программ, ниже уровня BTEC HND, стоимость Ј3.306.
    Высшее образование
    С 1 января отменены жесткие рамки цен на образование для иностранных студентов, приезжающих из стран, которые не входят в ЕС. Теперь каждый вуз вправе сам устанавливать размеры оплаты. Некоторые университеты, определяя цену, исходят из того, какие материалы и оборудование необходимо применять в процессе обучения. В результате гуманитарные программы, например, оказываются гораздо дешевле, чем медицинские. (Об этом уже упоминалось ранее, когда мы говорили о реформе британского образования, см. стр. 11) В приводимой ниже таблице именно типом программы определяется указанный разброс цен.
Тип высшего образования
Classroom-based Laboratory Based Clinical Undergraduate Ј5.200-Ј7.000 Ј5.700-Ј8.700 Ј14.000-Ј16.400
Postgraduate taught Ј5.200-Ј7.300 Ј5.700-Ј8.900 Ј11.500-Ј16.000
Postgraduate research Ј5.000-Ј6.900 Ј5.700-Ј8.500 Ј11.800-Ј16.300
    На "карманные расходы" студентам необходимо в среднем Ј6.000-Ј7.500 на один год. В принципе эти расходы зависят от того, в какой части Британии расположена школа или вуз. Самыми дорогими являются университетские городки Оксфордского и Кембриджского университетов.
    • Англия (не включая Лондон): Ј5.150-Ј6.700
    • Лондон, Оксфорд, Кембридж: Ј7.450
    • Северная Ирландия: Ј5.150-Ј6.700
    • Уэльс: Ј5.150-Ј6.700
    • Шотландия: Ј5.150-Ј6.700
    Это ориентировочные цифры, они учитывают расходы на проживание, питание, оплату счетов за электроэнергию, расходов на транспорт, покупку книг, оборудования, одежды, проведение отдыха. Могут возникнуть некоторые дополнительные расходы, например:
    • Временное жилье по найму обойдется в Ј30-Ј50 за ночь на одного человека.
    • Затраты, связанные с размещением, - Ј200-Ј400.
    • Покупка теплой одежды - Ј425-Ј465.
    • Покупка учебников и оборудования - Ј320-Ј740.
    Вот приблизительный бюджет студента, который живет в общежитии или снимает жилье на время учебы, но каникулы и праздники проводит дома.
    Восточный Лондон
    Проживание в колледже (без питания) - Ј1.530
    Питание - Ј600
    Книги - Ј100
    Развлечения и мелкие расходы - Ј1.600
    Одежда - Ј60
    Итого: Ј3.890

    Города в юго-восточной Англии
    Аренда жилья - Ј1.450
    Оплата счетов - Ј300
    Питание - Ј300
    Книги - Ј40
    Транспортные расходы - Ј300
    Отдых - Ј600
    Одежда - Ј200
    Итого - Ј3.190

    Большие города в северо-западной Англии
    Проживание в колледже (без питания) - Ј1.350
    Питание - Ј500
    Книги - Ј150
    Отдых - Ј900
    Итого - Ј3.640

 

7 ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА БРИТАНСКИХ СРЕДНИХ ШКОЛ И
ШКОЛ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МОСКВЕ

    Все эти представительства не имеют официальных отношений с Британским советом, качество обучения Британским советом не гарантируется.

    Курсы английского языка

    BKC/International House
    Старовагановский пер. (бывш. ул. Маркса-Энгельса).
    Тел.: 202-85-14/ 202-57-05.

    Breitner Language School
    Ленинский пр., 29. Тел.: 955-41-40/ 152-44-42.

    English First
    Новочеремушкинская, 62-2. Тел.: 719-78-80/719-78-81.

    Intense Language Business Centre
    Гиляровского, 31/2. Тел.: 284-82-64/ 281-50-22.

    International Education Centre
    Кутузовский пр., 22. Тел.: 243-68-45.

    Institute of Advanced Training in Foreign Languages
    Остоженка, 38. Тел.: 246-41-24.

    Language Link Schools in Russia
    Новослободская, 5/2. Тел.: 973-21-55/ 250-89-35.

    Moscow-Cambridge Project
    Вернадского пр., 82. Тел.: 436-58-73/ 234-38-73.

    Polyglot Foreign Language Courses
    Трудная, 17. Тел.: 923-20-76.

    Polyglot ILA
    Новоясеневский пр., 19. Тел.: 426-31-44/ 426-10-01.

    RISC Language School
    Дмитрия Ульянова, 26. Тел.: 129-23-97.

    Sunny School
    Тел.: 151-25-00. Средние школы и колледжи

    British International School
    Тел.: 153-77-31/ 426-03-11.

    St. George’s International School for the Arts & Natural Sciences
    Кировоградская, 22б. Тел.: 314-43-20.

    The British College of Banking & Finance
    Ленинский пр., 2. Тел.: 230-45-36/ 46-45.
    Представительство Британского совета в Москве
    Программы:
    • Поддержки преподавателей английского языка для повышения профессиональной квалификации. Работают методические центры, в которых обеспечен доступ к лучшим британским материалам по преподаванию английского языка. Совет не ведет преподавание английского языка. Тел.: 234-02-33.
    • Ежемесячно проводятся экзамены по сдаче теста IELTS. Тел.: 234-02-09.
    • Совместно с Би-Би-Си Британский совет отвечает за предоставление адаптированных материалов радио- и телепрограмм Би-Би-Си по обучению английскому языку для транслирования в России. Тел.: 234-02-10, Маргарет Хей-Кембелл.
    • Международные семинары.
    • Искусство и культура. Британский совет осуществляет финансирование и организацию мероприятий в области искусства, театра, музыки и кино в Москве и Петербурге, а также в некоторых провинциальных городах. Главной целью этой программы является знакомство российской аудитории с лучшими образцами современного британского искусства. Тел.: 234-02-15, Елена Скороходова.
    • Служба по работе со студентами из Великобритании.
    • Программы стажировок
    В информационном отделе Британского совета имеется справочная литература по британским университетам и колледжам, а также по школам английского языка в Великобритании. Тел.: 234-02-02, Мария Скиргайло.

 

8 ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕКСТЕ АББРЕВИАТУРЫ

    ARELS -Association of Recognized English Language Schools
    BASCELT - British Association of State Colleges in English Language Teaching
    BTEC - Business and Technical Education Council
    C & G - City and Guilds
    CIFE - Conference for Independent Further Education
    CSYS - Certificate of Sixth Year Studies (Scotland)
    CTC - City Technology College
    GCE - General Certificate of Education
    GCSE - General Certificate of Secondary Education
    GNVQ - General National Vocational Qualification
    HND - Higher National Diploma
    IB - International Baccalaureate
    IGCSE - International General Certificate of Secondary Education
    ISIS - Independent Schools Information Service
    LEA - Local Education Authority
    NCVQ - National Council for Vocational Qualifications
    ND - National Diploma
    NVQ - National Vocational Qualification
    RSA - Royal Society of Arts
    SCOTVEC - Scottish Vocational Education Council
    UCAS - Universities and Colleges Admissions Services



Последние записи
English Discoveries («Открываем для себя английский») — это интерактивная мультимедийная обучающая программа для изучения английского языка.
Программа может быть полезна и начинающим, и уже изучавшим язык, и даже преподавателям. Возможно использование программы как пособия для изучающих язык с репетитором.
Местоимения. Местоимения делятся на следующие группы: личные, притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные. Личные местоимения имеют два падежа...
Диск состоит из двух независимых частей: курсов фонетики и грамматики. Фонетический курс «Профессора Хиггинса» использует интересный прием, позволяющий ученику слышать и видеть.