Advanced English Официальный сайт рассылки "Продвинутый English"

obrusa.jpg (15198 bytes)


Американское образование в зеркале статистики

    Система образования США начала формироваться гораздо позже европейской (первый университет, Гарвардский, был открыт в 1636 г.) и во многом в подражание европейской (образцами были, конечно же, Оксфорд и Кембридж). Тем не менее, за три столетия американские вузы достигли уровня, признанного во всем мире, и уже, в свою очередь, начинают оказывать влияние на Европу. Многие университеты превратились в научные центры, где преподают специалисты с мировыми именами практически по всем дисциплинам. Хенри Росовски, профессор Гарвардского университета, характеризует ситуацию так: “Я смело могу заявить, что две трети, а то и три четверти лучших университетов мира находятся в Соединенных Штатах. (... Я не касаюсь того факта, что значительная часть худших колледжей и университетов мира тоже находится у нас.) О какой сфере нашей экономики или общественной жизни можно сказать то же самое? На ум приходят баскетбольные, футбольные и бейсбольные команды, но, в общем-то, на этом список и кончается. Никто не скажет, что сегодня в Америке находятся две трети лучших сталелитейных или автомобильных заводов, предприятий по производству компьютерных чипов, банков или правительственных учреждений. Наше положение в верхней части шкалы качества высшего образования весьма необычно. Возможно, это наше особое национальное достояние.” Динамика и разумный прагматизм - две основные составляющие американского образа жизни - сформировали и систему образования. Американцы не боялись экспериментировать и поощряли конкуренцию. В таких условиях выживает самый сильный - или изобретательный. Все это привело к тому, что молодые люди из всех стран мира стремятся учиться именно в США.
    По данным Института международного образования, в прошлом учебном году в США обучались 453.787 иностранных студентов, что, впрочем, составляет лишь 3% от общего числа студентов. Сегодня американские колледжи и университеты занимают пятое место среди крупнейших национальных “экспортеров” услуг. Ежегодно иностранные студенты приносят США около $7 млрд.
    Кто же они, студенты американских вузов? Удивительно, но больше всего молодежи приезжает учиться из Азии (57%), в основном из Японии и Китая (эти две страны второй год подряд сохраняют лидирующее положение), затем - из Кореи, Тайваня и Гонконга. Причины разнообразны. В некоторых странах высшее образование недоступно в силу экономических или религиозно-культурных причин, во всяком случае по некоторым специальностям. К тому же в странах Азии американское правительство проводило благотворительные обменные программы, поощряя наиболее способных молодых людей продолжать учебу. Европейцы занимают второе место (15%), их стало несколько больше в последнее время за счет притока студентов из Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Пять лет назад в США обучались только 4.780 человек из этого региона, в 1995-1996 году цифра достигла 18.032, причем больше всего молодых людей приехало из России (5.589 человек) - почти столько же, сколько из Франции, и почти на 2.000 больше, чем из Швеции. (В процентном отношении к общему числу населения сравнение будет, конечно же, не в нашу пользу.) Из стран Западной Европы студентов приезжает сейчас меньше, в основном - из Германии, Англии и Франции.
    Количество иностранных студентов, обучавшихся в учебных заведениях США:

Страна 1994/1995 1995/1996 %
Африка 20.724 20.844 0.6
Азия 261.789 259.893 -0.7
Европа 64.811 67.358 3.9
Латин. Америка 47.239 47.253 0.0
Ближний Восток 30.246 30.563 1.0
Сев. Америка 23.394 23.644 1.1
Океания 4.327 4.202 -2.9
Всего 452.635 453.787 0.3

    Небезынтересно посмотреть, куда посылают детей сами американцы, если принимают решение дать им образование за границей. Косвенным образом это может свидетельствовать о том, какие европейские учебные заведения имеют репутацию не ниже, чем родные американские. Уместно заметить, что послать ребенка учиться за границу могут себе позволить небедные родители - далеко не каждой семье, даже среднего класса, это под силу (если, конечно, на будущее ребенка не поскупятся все члены семьи, включая бабушек, дедушек и заботливых теть). Талантливые и целеустремленные, особенно если их будущая профессиональная карьера связана с Европой (например, политологи или искусствоведы), могут получить специальную стипендию от благотворительного фонда или университета. Так что получить образование за рубежом - непростая задача не только для россиян, все молодые люди формально решают одни и те же проблемы... Обычно выбор падает на Западную Европу, при этом Англия традиционно лидирует по сравнению с другими странами. Далее идут Франция и Испания. В Европе американцы выбирают для изучения в основном общественные и гуманитарные науки (37% учащихся за пределами США), бизнес (14%), иностранные языки (10%), художественные или прикладные виды искусства (9%). Но вернемся в Америку. Зачем едут учиться именно в США? Именитые преподаватели, отличная техническая база и библиотеки американских вузов обеспечили их конкурентоспособность. Привлекает также высокий уровень преподавания некоторых дисциплин - именно тех, которые наиболее востребованы на рынке труда и в которых признан уникальный американский опыт. Данные на 1994-1995 учебный год показывают, что иностранные студенты изучают в основном:

специализация кол-во
студентов
%
Бизнес и управление 92.632 20.4
Инженерные науки 72.410 16.0
Другие (такие, как General Studies, Communications, Law) 42.130 9.3
Общественные науки 38.242 8.4
Физические и естественные науки 37.226 8.2
Математические и компьютерные науки 35.940 7.9
Искусство 26.749 5.9
Здравоохранение 20.674 4.6
Гуманитарные науки 16.161 3.6
Образование 13.200 2.9
Сельское хозяйство 8.293 1.8

 
    Бизнес и инженерные науки уже давно занимают первое место в этом списке; “нетрадиционные” дисциплины, например образование, пользуются меньшим спросом со стороны иностранных студентов. Однако специалисты с удовольствием отмечают, что возрос интерес к изучению искусств. С 50-х гг. Калифорния устойчиво занимает первое место по количеству обучающихся в местном университете иностранцев. Другой крупный центр - Нью-Йорк, который не случайно считают всемирной столицей студентов: в учебных заведениях пяти районов этого города обучаются более 25 тыс. человек. Если же говорить о географии, то больше всего иностранных студентов предпочитают учиться там, где расположены крупнейшие финансовые, информационные, технологические центры: в графствах New York (NY), Suffolk (MA), District of Columbia (DC), Cook (Il), Middlesex (MA), Philadelphia (PA) и Dade (FL).

Распределение иностранных студентов по штатам

Калифорния 55.799
Нью-Йорк 47.987
Техас 27.883
Массачусетс 25.739
Иллинойс 19.408
Флорида 18.982
Пенсильвания 17.897
Мичиган 16.284
Огайо 16.161

    Приводим список 25 наиболее крупных колледжей и университетов, в которых обучается наибольшее число иностранных студентов

учебное заведение кол-во иностр. плата за уч. год уровень требований студентов
Boston U 4.532  $17.650+$6.480 поступить не оч.трудно
New York U 4.242 $16.650+$6.780 очень трудно
U of Southern California 4.048 $16.020+$6.037 не очень трудно
U of Wisconsin-Madison 3.935 $7.841+$3.300 не очень трудно
Ohio State U Main Campus 3.818 $8.292+$8.292 не очень трудно
School of General Studies   $14.444+$6.223 крайне трудно
U of Texas at Austin 3.587 $5.512+$3.400 очень трудно
U of Pennsylvania 3.183 $16.838+$6.330/$3.110 крайне трудно
Harvard U 3.137 $17.674+$5.840/$3.075  очень трудно
U of Michigan-Ann Arbor 3.043 $14.069+$4.285 очень трудно
U of Illinois Urbana-Champ. 3.038 $7.580+$4.058 очень трудно
Cornell U 2.609 $17.264+$5.676 крайне трудно
Stanford U 2.587 $17.775+$6.535 крайне трудно
Purdue U Main Campus 2.584 $8.190+$3.650 не очень трудно
Texas A&M U 2.572 $5.606+$3.738/$2.004 не очень трудно
U of Minnesota-Twin Cities 2.548 $8.563+$3.300 не очень трудно
George Washington U 2.545 $16.080+$6.290 не очень трудно
Michigan State U 2.521 $9.677+$3.568 не очень трудно
Arizona State U 2.498 $6.996+$4.680 не очень трудно
Northeastern U 2.416 $11.489+$6.780/$3.480  
Iowa State U 2.413 $7.386+$3.044 не очень трудно
Brigham Young U 2.357 $2.120+$3.160/$1.243  
Rutgers U 2.325 $7.241-$8.112+$4.200  

 

1.2. В чем уникальность системы образования США?

    Бурный расцвет университетов и колледжей начался после второй мировой войны, когда в Америке оказалось огромное количество талантливых людей из Европы, спасавшихся от фашизма. В то же время и общая экономическая ситуация была вполне благоприятной, когда и государство, и сами граждане считали национальным долгом поддерживать и вкладывать деньги в развитие образования. Равные возможности для всех! - независимо от того, кто ты - подающий надежды математик или талантливый художник, мусорщик, желающий неплохо разбираться в компьютерах, или модный писатель, пенсионерка, выходец из Азии, Африки, России... Получить образование никогда не поздно! Вы вольны в своем выборе, и мы предоставляем вам максимум возможностей! Такие или приблизительно такие лозунги можно было бы написать на “щите” американского образования. Этот подход радикально отличает Америку от Европы или Японии, где молодые люди вынуждены еще в школе выбирать свою будущую профессию.
    Сегодня высшее образование в Соединенных Штатах - “это большой бизнес, точнее 100-миллиардный бизнес, т.е. 2,7% валового национального продукта. Ни одна другая страна не может похвалиться таким количеством и разнообразием учебных заведений - 156 университетов, 1953 колледжа с четырехгодичным обучением, 1378 двухгодичных колледжей и технических училищ”. Среди них есть большие (в которых учатся до 20 тыс. студентов) и маленькие (до 1 тыс.). Больше половины из них - частные. Вузы расположены в больших городах и сельских районах. Есть исследовательские университеты, учебные заведения штатов, частные гуманитарные колледжи, религиозные учебные заведения, военные академии... Необыкновенно то, что при такой пестроте у всех колледжей и университетов есть и нечто общее, и нечто отличающее их друг от друга.
    В США нет общегосударственной (федеральной) структуры, которая бы определяла и диктовала, как должны работать школы и вузы. Каждый штат имеет свою собственную систему законов, налогов и свою систему учебных заведений. Университеты и колледжи свободны в оценке ситуации на рынке образования и самостоятельно выбирают стратегию развития. Особенности штата и местных традиций могут влиять на то, какие цели ставит перед собой вуз, какие учебные программы и курсы получают наибольший приоритет, по каким специальностям готовят студентов, на критерии отбора студентов и преподавательского состава. Насколько успешно реализуют вузы эту свободу выбора, отражает репутация учебного заведения. Авторитет некоторых очень высок, другие же слывут “фабриками дипломов”. Признаны во всем мире университеты, которые входят в так называемую “Лигу плюща” (неофициальное название: старинные стены этих вузов покрыты ковром из листьев плюща): Корнельский университет в Итаке, где преподавал русскую и западноевропейскую литературу Владимир Набоков, университет Брауна в Провиденс, Колумбийский университет в Нью- Йорке, Дартмутский колледж в Ганновере, Гарвардский университет в Кембридже, Принстонский университет в Принстоне, Пенсильванский университет в Филадельфии, Йельский университет в Нью-Хейвене. В Соединенных Штатах далеко не безразлично, какое учебное заведение закончил специалист. Обычно (хотя и не всегда) диплом престижных учебных заведений дает явные преимущества при выборе места работы и большую социальную подвижность в обществе. Авторитет учебного заведения зависит от многих факторов - влияет и профессионализм людей, занимающих главные управленческие посты, и научный уровень преподавательского состава, компетентность и число абитуриентов и т.д. Например, университет Райса в Хьюстоне (Техас), называемый “южным Гарвардом”, достиг больших успехов благодаря тому, что стремился набирать студентов только из 5% самых талантливых выпускников средних школ.
    Ежегодно журнал “US News and World Report” публикует список лучших учебных заведений Америки. Рейтинги - вообще любимая игра американцев, которую они воспринимают вполне серьезно. Вот что было опубликовано в этом издании по результатам исследования 1992 г.

    Университеты

1. Гарвардский университет (Массачусетс)
2. Принстонский университет (Нью-Джерси)
3. Йельский университет (Коннектикут)
4. Станфордский университет (Калифорния)
5. Калифорнийский технологический институт
6. Массачусетский технологический институт
7. Дартмутский колледж (Нью-Хемпшир)
8. Университет Дюка (Сев. Каролина)
9. Чикагский университет
10. Колумбийский университет (Нью-Йорк)
11.  Корнельский университет
12. Университет Райса (Техас)
13. Северо-Западный университет (Иллинойс)
14. Пенсильванский университет
15. Университет Джонса Хопкинса (Мэриленд)
16. Калифорнийский университет в Беркли
17. Джорджтаунский университет (Вашингтон, округ Колумбия)
18. Университет Брауна (Род-Айленд)
19. Университет Карнеги-Меллона (Пенсильвания)
20. Университет Вашингтона (Миссури)
21. Университет Эмори (Джорджия)
22. Вирджинский университет
23. Калифорнийский университет в Лос-Анжелесе
24. Мичиганский университет
25. Университет Вандербилта (Теннеси)

Колледжи

1. Уильямс-колледж (Массачусетс)
2. Амхерст-колледж (Массачусетс)
3. Суортмор-колледж (Пенсильвания)
4. Уэллсли-колледж (Массачусетс)
5. Помона-колледж (Калифорния)
6. Боудэн-колледж (Мэн)
7. Университет Уэслиан (Коннектикут)
8. Миддлбери-колледж (Вермонт)
9. Хаверфорд-колледж (Пенсильвания)
10. Смит-колледж (Массачусетс)
11. Брин-Моур-колледж (Пенсильвания)
12. Карлтон-колледж (Миннесота)
13. Вассар-колледж (Нью-Йорк)
14. Гриннелл-колледж (Айова)
15. Колби-колледж (Мэн)
16. Клермонт-Маккена-колледж (Калифорния)
17. Университет Колгейта (Нью-Йорк)
18. Дэйвидсон-колледж (Сев. Каролина)
19. Маун-Холиок-колледж (Массачусетс)
20. Оберлин-колледж (Огайо)
21. Гамильтон-колледж (Нью-Йорк)
22. Университет Вашингтона и Ли (Вирджиния)
23. Бейтс-колледж (Мэн)
24. Тринити-колледж (Коннектикут)
25. Лафайет-колледж (Пенсильвания)

    Анализируя причины потрясающих успехов американского образования и сравнивая американскую систему с “континентальной”, т.е. европейской, как ее называют в Америке, Х.Росовски находит несколько основных отличительных черт. Эти особенности внутренней жизни университетов и колледжей делают их похожими друг на друга. Основная движущая сила развития - соперничество. Все учебные заведения сравнимого “ранга” борются за известных профессоров и преподавателей, деньги для научных исследований, талантливых студентов, внимание общественности. В европейских университетах студенческий состав определяется только результатами вступительных экзаменов. В итоге руководство вузов практически не может влиять на процесс отбора абитуриентов. Нормой жизни американских вузов является стремление заполучить лучших студентов. Для этого используют разные методы. Например, школьников, занимающих высшие места по рейтингу классов, представители университетов и колледжей сами приглашают поступать именно к ним. Чтобы сделать свое предложение ощутимо привлекательным, предлагают разнообразные льготы - вплоть до полного освобождения от платы за обучение. В большинстве стран мира покажется странным и то, что один университет стремится переманить профессора из другого университета. В Америке же иметь преподавателя с громким научным именем или обладающего непревзойденными качествами оратора - удачный маркетинговый прием. Во всех университетах справедливо полагают, что уровень профессорско-преподавательского состава - один из основных факторов, помогающих поддерживать на должном уровне репутацию учебного заведения. Конечно, конкуренция между университетами имеет и отрицательные стороны. Лучшие специалисты слишком часто переходят из одного университета в другой, преследуя личные цели и пренебрегая таким патриархальным понятием, как верность учебному заведению. Предметы, пользующиеся спросом у студентов, оказываются в более благоприятном положении по сравнению с “нерыночными” (например, английской литературой средних веков). И тем не менее в целом именно конкуренция оказала благотворное влияние на становление американской системы образования. Система управления американскими университетами также отличается от европейской. Университетом руководит один человек - президент, независимо от формы собственности. Есть совет попечителей, которому подотчетен президент и администрация. Как правило, все вопросы, связанные с процессом обучения, приемом абитуриентов, присвоением ученых степеней, выбором направлений исследований, решают сами преподаватели и ученые. Но все, что относится к выживанию и процветанию университета или колледжа, - прерогатива президента и его администрации. Деканы, проректоры и другие руководители среднего и высшего звена не избираются (удивительные парадоксы американской демократии!), а назначаются (впрочем, есть и другой основополагающий принцип этого общества - сдержек и противовесов). На должность должен попасть сильный руководитель, способный принимать непопулярные решения и даже противостоять мнению коллектива, а также иным влияниям, в том числе и политическим. Европейские же университеты полностью зависят от министерства образования или иного правительственного органа. В итоге “конкуренция легко заменяется взаимными услугами”, а выборная система руководства заведения ведет к его, руководства, слабости.
    Американские вузы существенное внимание уделяют общеобразовательному обучению (в Европе эта задача традиционно отводилась средней школе). Студенты-европейцы первых курсов, в том числе и россияне, иногда с удивлением обнаруживают, что им приходится изучать дисциплины, которые они уже изучали у себя на родине в школе. В этом есть разумное зерно, считают американцы. (Хотя прекрасно понимают, что отчасти необходимость именно такого учебного расписания связана со слабостью преподавания в средней школе. В итоге некоторые колледжи засчитывают иностранцам выпускные экзамены в средней школе за один курс обучения в колледже.) Молодые люди имеют возможность еще раз осмотреться - уже на новом уровне, с новыми педагогами, иногда на новой учебной базе - и проверить, правильный ли выбор они сделали. Быть может, проснется интерес к той области, которая в школе ничего, кроме скуки, не вызывала. Университетские преподаватели вовсю стараются помогать своим студентам. Студенты всех без исключения университетов и колледжей любят рассказывать, как много интересного происходит с ними в кампусах. Можно реализовать себя в любой области, отличной от будущей профессии (спорт, музыка, издание газет). Вечеринки и походы с друзьями по вузу (а они приезжают из самых разных стран) расширяют круг общения невероятно. Поэтому для абитуриентов так важно в анкетах при поступлении в вуз указывать свои увлечения и хобби. Для американских вузов это не пустая формальность, а существенная характеристика будущего студента. Первокурсников удивляет также открытость и неформальность общения с преподавателями. С некоторыми из них завязывается настоящая дружба, они ходят в гости друг к другу, обсуждают любые проблемы, в том числе и вполне личные. Из-за этой “национальной” черты американского образования преподавателям иногда приходится в большей степени заниматься личными проблемами студентов, чем собственной научной работой.

1.3. Структура образования в США...

    В США встречается четыре категории учебных заведений:
    • университеты, в которые входят: несколько колледжей (факультетов) для студентов, желающих получить степень бакалавра (4 года) и аспирантура для тех, кто собирается продолжить образование для получения степени магистра или доктора наук;
    • четырехгодичные колледжи, которые не входят в состав университетов;
    • технические учебные заведения, рассчитанные на срок обучения от полугода до четырех лет, после окончания которых студенты приобретают профессию и получают диплом или сертификат об образовании;
    • двухгодичные муниципальные колледжи, после окончания которых учащиеся могут поступить либо на работу, либо в четырехгодичный колледж. ... и что под этим понимают
    Основным показателем высокого качества обучения является аккредитация данного учебного заведения. В ежегодном издании Американского совета по образованию “Аккредитованные учебные заведения высшего и среднего специального образования” дается полный перечень всех аккредитованных учебных заведений США. Эту книгу можно заказать по адресу:
    Macmillan Publishing Company, Inc.Front and Brown Sts., Riverside, NJ 08075, USA.
    Местные колледжи и колледжи начального образования Они могут называться по-разному: community colleges, junior colleges, technical colleges, liberal arts colleges и т.д. Программы обучения, предлагаемые здесь, сравнимы с программами бывших российских техникумов или первых курсов университетов. Их задача - дать образование любому желающему. Поэтому при сравнительно низкой стоимости обучения предлагается широкий выбор различных дисциплин. Требования к поступающим носят самый общий характер. Молодых людей привлекает не только невысокая плата за обучение, возможность приобрести узко специальные знания и квалификацию по будущей профессии, но и тот факт, что педагоги готовы уделять много внимания персонально каждому ученику. Дополнительные образовательные услуги предоставляются далеко не во всех колледжах. Максимум, что вам могут предложить, - это языковые курсы для иностранных студентов. Следует также иметь в виду, что, как правило, такие колледжи не имеют общежитий, поэтому иностранным студентам придется позаботиться самим о том, где они будут жить.
    Частные колледжи начального образования основное внимание уделяют не приобретению специальных знаний по определенной дисциплине, а подготовке к поступлению в четырехлетний колледж, т.е. студентов готовят к будущей исследовательской работе. Местные колледжи выдают дипломы об окончании 2-летней программы обучения, а также удостоверения об окончании более краткосрочных курсов.
    Не все 4-годичные колледжи и университеты признают эти дипломы местных колледжей. Как правило, государственные колледжи и университеты имеют договоры с местными колледжами, согласно которым дипломы колледжей признаются университетами. Но частные учебные заведения подобными обязательствами не связаны. 4-годичные колледжи и университеты Понятия “колледж” и “университет” не идентичны. Однако жестких критериев, предъявляемых к названиям вузов, не существует. Многие из них сами выбирали или изменяли свое название в зависимости от приоритетов, появления новых программ обучения и т.д. И частные, и государственные вузы этого типа готовят будущих специалистов, способных вести исследовательскую работу, причем учебные заведения с высоким качеством обучения встречаются среди тех и других. Единственное различие между ними - в источнике финансирования. Государственные учебные заведения финансируются правительством штата (поэтому некоторое предпочтение отдается студентам из данного штата) и самими студентами, оплачивающими обучение. Как правило, общая стоимость обучения в большинстве государственных университетов и колледжей ниже, чем в частных, даже для нерезидентов штата.
    Государственные университеты подразделяются на научно-исследовательские (программы обучения менее ориентированы на прикладные исследования, студенты занимаются в основном теоретическими дисциплинами) и университеты типа “ленд-грант” и “си-грант”. В 1862 г. отдельные штаты получили участки земли для создания “земельных” университетов (land grant). Эти учебные заведения делают упор в основном на сельское хозяйство, технологию и машиностроение. Другие их названия - “университет сельского хозяйства и автоматизации” или “технологический университет”, “университет штата”. Университеты, специализирующиеся в области морских исследований, получили название “си-грант” (sea grant).
    Краткосрочные программы. Молодые люди, намеренные получить образование без научной степени, могут закончить многочисленные краткосрочные курсы. Их продолжительность варьируется от нескольких недель до нескольких месяцев. Широко распространены так называемые летние программы. По окончании краткосрочных программ студенты получают сертификаты. Техническое и профессиональное обучение. В учебных заведениях этого типа можно учиться от нескольких недель до нескольких лет. Цель профессионально-технических колледжей - подготовить молодых людей, ориентированных на немедленное получение работы (часто такие заведения носят название ремесленных). Поэтому по характеру обучения и требований к поступающим они сильно отличаются друг от друга.
    В большинстве колледжей обстановка в классах такая же, как на производстве, где придется работать в скором времени учащемуся. Если работа по избранной профессии начинается в 7:30, то и занятия в ремесленном колледже начинаются в это же время. В большинстве колледжей введено обязательное ежедневное посещение и не допускаются пропуски и опоздания. По окончании выдается свидетельство, но не присуждается степень. Наиболее распространенные дисциплины - строительство, автодело, черчение и секретарская работа. Техническое образование предусматривает подготовку не только практическую, но и теоретическую. Наиболее распространенные дисциплины - информатика, инженерное дело, связь, смежные медицинские дисциплины, профессии среднего медицинского персонала, бухгалтерский учет, управление коммерческими предприятиями, пожарное дело, агробизнес, восполнимые природные ресурсы и садоводство.
    Как правило, профессионально-технические и технические колледжи не имеют дополнительных курсов, например обучения иностранному языку. Иностранным студентам обычно не предоставляют и жилья, а также других льгот, которыми пользуются американцы.
    По окончании выпускники этих учебных заведений получают свидетельства и дипломы, которые, однако, не приравниваются к ученым степеням местных колледжей или университетов. Поэтому не во всех случаях этих документов будет достаточно не только для поступления в университет (если такая идея возникнет), но даже для устройства на работу в наиболее престижные фирмы.

1.4. Что ждет американские вузы в будущем?

    Дж. Смолоу приводит довольно безрадостное высказывание бывшего президента Американского университета в Вашингтоне Джозефа Даффи: ”К 2000 году американское высшее образование утратит свою ведущую роль в мире. Наша вера в образование и наша способность его финансировать иссякают”. Едва ли ситуация действительно столь драматична, по крайней мере для ведущих вузов страны. Тем не менее для большей части средних и небольших университетов и колледжей наступают действительно не лучшие времена. Для того чтобы не потерять завоеванных позиций, необходимы срочные коррективы. Дж. Элсон, анализируя современную ситуацию на рынке образования США и тенденции в общественной жизни, приходит к следующим выводам. В последнее время финансирование образования со стороны как федерального правительства, так и правительств штатов неуклонно сокращается. Конкуренция за гранты частных фондов неимоверно возросла. Даже те из университетов, которые имеют достаточные собственные фонды (например, Гарвардский, Йельский, Принстонский университеты обладают фондами более миллиарда долларов), вынуждены думать о стратегии экономии и искать эффективные выходы из создавшегося положения. Конечно, такие гиганты, как упомянутые выше, могут не бояться катастрофы; они не утратят ведущей роли на мировом рынке. Более мелким выживать сложнее. Некоторые из них принимают решение закрыть отдельные программы или даже факультеты. Откладывают работы по реорганизации кампусов. Сокращают количество студентов, принимаемых в вуз, и, естественно, преподавателей.
    Специалисты в области образования предсказывают, что в ближайшее время должны произойти перемены.
    Небольшие небогатые гуманитарные колледжи, чья репутация не выходит за пределы местечка, где они расположены, станут “исчезающим видом”. Они либо закроются, либо сольются с более крупными вузами, имеющими более стабильное финансирование. В то же время могут появляться новые. Однако они будут ориентированы на обучение более прикладного характера (здесь будут готовить специалистов, например, для сферы услуг) либо новаторское. Таковы, например, Новый колледж Университета Южной Флориды или колледж Эвергрин штата Вашингтон. Университеты и колледжи, расположенные по соседству, будут стараться найти взаимовыгодные способы сотрудничества, используя географическую близость:например, объединят техническую базу или будут использовать коллективно некоторые классы или лаборатории. В учебном расписании вузов постараются исключить дублирование курсов и предметов.
    Многие университеты и колледжи уже сейчас вынуждены ориентироваться на практические запросы общества и в соответствии с этим корректировать учебные планы и программы. По мнению специалистов, учебные дисциплины в ближайшем будущем станут менее теоретическими, приобретут более прикладной характер. Студентам придется изучать по два иностранных языка, причем большее внимание будет уделяться китайскому, японскому и русскому языкам. Роберт Вуд, профессор факультета демократических институтов и социального устройства в университете Уэслиан, считает, что изменения должны коснуться и традиционных дисциплин: “Мы должны преподавать экономику каждому студенту. Она формирует строгость мышления и умение рассчитывать, необходимые при изучении любой гуманитарной науки...
    Следует потребовать, чтобы в учебное расписание обязательно включили изучение средств коммуникации, особенно визуальной... И, в-третьих, мы должны обеспечить серьезное преподавание естественнонаучных дисциплин студентам-гуманитариям; пока что преподаватели (-естественники) продолжают учить так, как они привыкли, предоставляя студентам- гуманитариям либо выплыть, либо утонуть.”
    Крупные, ориентированные на научно-исследовательскую работу университеты, такие как Гарвардский или Мичиганский, вероятнее всего, останутся на мировом уровне. Остальные будут стремиться к повышению уровня и качества преподавания и требовать от профессоров отдавать больше времени студентам, особенно первого и второго лет обучения.
    Предвидится взрыв “дистанционного обучения”, которое лучше соответствует запросам современных студентов. Специалисты считают, что в университеты будут поступать люди более старшего возраста, чем сейчас, в основном  работающие и имеющие семью, поэтому даже такой фактор, как время на дорогу до вуза, будет для них существенным.
    Университетам придется развивать контакты с бизнесом, хотя это очень непростой вопрос с точки зрения этики. Некоторые исследования, возможно, придется проводить по заказам коммерческих фирм, что позволит получить дополнительное финансирование.

1.5. Как поступить?

    Сегодня интересующиеся образованием в США не испытывают недостатка в информации. Доступны справочники, лекции, пособия, зарубежные и отечественные, на русском и английском языках, в которых можно найти море советов и рекомендаций о том, что следует предпринять для поступления в американский университет, вплоть до примерного расписания каждого шага.Здесь указываются лишь краткие сведения, существенные для восприятия справочника. Общий алгоритм поступления в американский вуз таков:

1. Сбор информации, работа с консультантами, посещение лекций, просмотр литературы
2. Выбор наиболее подходящего варианта обучения, принимая во внимание особенности университетов и колледжей, а также спектр требований, предъявляемых вузами к иностранным студентам.
3. Оценка финансовых возможностей - как личных, семейных, так и вариантов получения стипендий и грантов.
4. Сдача теста TOEFL, а также других экзаменов, если это требуется для поступления в выбранные вузы.
5. Выбор 10-15 вариантов. Рассылка писем с просьбой прислать бланки заявлений и информационные брошюры.
6. Получение ответов от университетов и колледжей. Заполнение бланков заявок с приложением всех необходимых документов. (Список документов может меняться в зависимости от требований, предъявляемых вузом к абитуриентам. Как правило, это дипломы и справки о полученном образовании; изложение целей учебы, эссе, рекомендательные письма.)
7. Обращение в фонды и другие организации за финансовой помощью.
8. Ожидание ответов из колледжей и университетов. Если запросят дополнительные материалы и документы - их придется собрать и выслать.
9. Если получено несколько приглашений - выбор одного из них. В остальные вузы следует послать уведомление о принятом решении. В ответ выбранный вами колледж или университет пришлет бланк на получение визы.
10. Решение жилищного вопроса. Готовы ли вы жить в кампусе? (В этом случае от вас могут потребовать внести всю или часть суммы за год) Если вы намерены снимать жилье сами - приступайте к поиску варианта.
11. Подача документов на получение визы и прохождение интервью в американском посольстве.

    Тесты.
    Есть существенная разница между поступлением в вуз в России и в США. В России поступление или непоступление абитуриента формально зависит только от того, как он сдал вступительные экзамены. (Был короткий период времени, когда учитывался также средний балл по аттестату зрелости, этот подход был вполне в западном стиле.) В американских же вузах тесты - лишь один из инструментов, с помощью которых оценивается перспективность и подготовленность абитуриента к обучению.
    TOEFL (Test of English as a Foreign Language) - специальный экзамен, позволяющий оценить уровень владения английским языком, если для экзаменуемого он является иностранным. Тест состоит из трех частей. В первой части экзаменуемые прослушивают на магнитофоне диалоги различной продолжительности и отмечают в выданном бланке варианты правильных ответов на вопросы. Во второй - необходимо проделать различные упражнения, например закончить предложение, вставить пропущенные слова и фразы, изменить выделенные слова так, чтобы предложение имело смысл. В третьей - прочитать текст и ответить на поставленные к нему вопросы. При выполнении каждого из заданий необходимо выбрать один из вариантов ответа, указанных в бланке экзамена.
    В Московском образовательном центре можно ознакомиться с образцами некоторых заданий теста, получить регистрационную форму, консультации и информацию о сроках и месте проведения теста в России и его стоимости. При получении оценки за TOEFL менее 650 баллов (по старой системе) рассчитывать на поступление в престижный вуз не приходится. Иногда, помимо TOEFL, требуется сдавать более специальные тесты. Как правило, их проводят в один из тех дней, когда экзаменуемые сдают TOEFL: TWE (Test of Written English). Дается 30 минут на написание короткого эссе (тема указывается в экзаменационных билетах). TSE (Test of Spoken English). В продолжение 20 минут вам придется отвечать на вопросы интервьюера (голос, записанный на пленку). Ваши ответы также записываются на пленку в интервалах, отводимых для каждого ответа (время ответа вам будет известно).
    SAT (Scholastic Aptitude Test) - два теста, позволяющие проверить общеобразовательный уровень абитуриента. SAT I (Reasoning Test) - логический тест, состоящий из двух частей. В первой необходимо ответить на вопросы по прочитанному тексту и проанализировать его, а также сделать предложенные задания (ответить на 40 вопросов по другим текстам; на 20 вопросов, связанных с подбором аналогий; закончить или дополнить 20-25 предложений). На все это отводится 75-80 минут. Во второй части проверяется способность оперировать числами и решить ряд задач - несложных, однако очень непохожих на те, что привыкли решать российские школьники, обучающиеся по обычной, неусложненной программе. SAT II (Subject Tests) - разнообразные тесты, в ходе которых необходимо продемонстрировать владение литературным английским языком и знание определенного предмета, например: The Writing Subject Test, рассчитан на 60 минут. За это время вы должны продемонстрировать, насколько уверенно вы владеете языком и чувствуете его. За 40 минут вам придется ответить на 60 вопросов, связанных с узнаванием неправильно употребленных слов, неверного построения предложения и т.д. За последние 20 минут нужно написать небольшое сочинение.
    The Literary Subject Test: литературоведческий тест. Придется отвечать опять-таки на 60 вопросов, связанных с анализом отрывков из литературных произведений, как поэтических, так и прозаических. The American History and Social Studies Subject Test: предстоит ответить на 90-95 вопросов по истории Америки - от Колумба до наших дней. Аналогичные тесты сдаются по всемирной истории, математике, биологии, химии и т.д. - по всем предметам, которые входят в программу 12-летней американской школы. Некоторые учебные заведения требуют SAT II по определенным дисциплинам, другие предлагают студенту выбрать предмет самому.
    ACT (American College Test) - содержит вопросы как о самом студенте, так и проверяющие знание английского языка, математики, естественных наук и т.д. Тесты, необходимые для поступления в аспирантуру
    GRE (Graduate Record Examinations) - сдают поступающие в аспирантуру по дисциплинам, не связанным с бизнесом и менеджментом. Тест состоит из двух частей. Общий тест - это решение языковых задач (подбор синонимов, дополнение предложений и т.д.), математических (арифметика, алгебра, геометрия и т.д.) и аналитических. Специальный тест проверяет знания по определенному предмету по выбору экзаменуемого.
    GMAT (Graduate Management Admission Test) - сдают желающие учиться в аспирантуре по бизнесу, менеджменту и т.п. В ходе этого теста проверяются наиболее общие языковые и математические навыки, необходимые для обучения на первом курсе аспирантуры. Проводится в январе, марте, июне и октябре.

    Визы

    F1 - выдается студентам, въезжающим в США для обучения по академическим и языковым программам. Обладателям этой визы разрешается работать на определенных условиях. После окончания университета или колледжа эта виза может быть продлена еще на один год для прохождения практики. Обладатели визы F1 могут впоследствии изменить свой статус и получить другую неиммиграционную или даже иммиграционную визу, в отличие от тех, кто получает визу J1.
    F2 - выдается членам семьи выезжающего по визе F1. Лицам, имеющим этот тип визы, не разрешается работать.
    J1 - предоставляется довольно широкому кругу лиц (студентам, стажерам, преподавателям, профессорам, специалистам), выезжающих в США по обмену для участия в какой-либо образовательной или иной программе, в том числе финансируемой американским правительством или иной организацией. Обладатели визы обязаны вернуться на родину по завершении программы. Выдается на срок участия данного лица в программе.
    J2 - выдается членам семьи выезжающего по визе J1.
    B1 - для временных поездок в США, в том числе для отдыха, туризма, посещения друзей или родственников, лечения и проч.
    B2 - деловая поездка, не связанная с наймом на работу. Плата за обучение Все американские пособия настоятельно рекомендуют будущим студентам не рассчитывать на то, что на учебу удастся заработать в Америке или найти иные источники финансирования.
    Согласно исследованиям Института международного образования1, 68% иностранных студентов оплачивают учебу из своих собственных денег или сбережений семьи, более 3/4 получают финансовую поддержку из источников, находящихся за пределами США. В прошлом учебном году американские университеты и колледжи предоставили гранты на обучение только 16% всех студентов, прямая финансовая поддержка со стороны правительственных фондов была оказана лишь 1% иностранных студентов.

Основной источник денег  кол-во
студентов
% на оплату
образования
Личные и семейные сбережения 307.622 67.8
Американский колледж или университет 75.056 16.5
Правительство или учебное заведение страны,
из которой прибыл студент
23.778 5.2
Зарубежный спонсор 13.296 2.9
Работа 10.573 2.3
Американский частный спонсор 9.620 2.1
Американское правительство2 4.538 1.0
Международные организации 2.856 0.6
Другие источники  6.444 1.4
Всего 452.635 100.0


    Приблизительная смета расходов на один год (из расчета цен 1990 года). Самую точную информацию вы получите, естественно, из самого университета или колледжа, когда вступите с ним в переписку. Предсказывают, что к 2000 году плата за обучение в престижном колледже может подняться до $40 тыс.
    I. Стоимость заявки
    $10-$75 на учебное заведение. Деньги обычно не возвращаются. Плата за вступительные экзамены - $20-75 за один экзамен. Могут быть дополнительные расходы (транспорт, оформление отчетов).
    II. Плата за обучение
    $3.000-$22.000 за академический год (9 месяцев). Обычно ниже в производственно-технических колледжах, финансируемых местными органами. Плата за использование услуг, предоставляемых университетом: $100-$550 за год. Дополнительно оплачивается использование специальных материалов и лабораторий (для изучающих технологию, искусство и т.д.). Книги и учебные материалы $500 в год. По некоторым специальностям книги и учебные материалы гораздо дороже.
    III. Транспортные расходы
    Перелет в США - узнайте в авиакомпании. Если вы покупаете билет заранее, вы можете получить льготу или воспользоваться студенческой скидкой. Поездка из места прибытия в университет – до $1300 туда и обратно+ расходы на транспорт на месте. Если университет находится рядом с местом прибытия, эта статья уменьшается. Путешествовать по воздуху удобнее, но дорого. Ежедневные транспортные расходы – меняются в широких пределах.
   IV. Стоимость жизни в течение академического года (приблизительные оценки)
    1. Жилье в кампусе
    Плата за комнату и питание – $2.200-$5.500 за год. Эта сумма должна быть оговорена заранее. Если в контракте не указано, сколько раз в день вам будет предоставляться питание, - прибавьте еще $100-200. Расходы на предметы обихода – $100-$150 за год. Это лампы, полотенца, постельное белье и др. Каникулы – $1.000-$1.500 за год. Многие общежития закрываются на время каникул. Студенты, которые не возвращаются на время каникул домой, должны найти себе жилье. Этот дополнительный расход вконтракте не указывается, подробности вы можете узнать в жилищном отделе университета. Семейное жилье – $200-$600 за год. В некоторых кампусах есть комнаты для семейных студентов, но из-за большого количества желающих их получить заявку надо подавать за 10 мес. до прибытия.
    2. Жилье вне кампуса
    Гостиница – $25-$100 в день. Если вы не найдете себе жилье до того, как приедете в США, некоторое время вам придется нести и этот расход. Меблированная комната – $100-$350 в месяц. В сельских районах комнаты дешевле. Меблированная комната с одной спальней – $200-$600 в месяц, в больших городах выше. Квартира большего размера стоит гораздо дороже. Квартира без мебели – $150-$500 в месяц, в больших городах выше. Такие квартиры стоят дешевле, но покупка или прокат мебели может стоить $500-$1.500 в год. Плата за услуги может быть более $500 в месяц. Примечание: плата за телефон обычно не включается в стоимость жилья - установка телефона производится после внесения возвратного депозитного вклада в размере не менее $100 и оплаты установки, а также ежемесячной платы за пользование.
    3. Питание
    $1.000-$3.000 при питании в ресторанах. Студенты, живущие вне кампуса, могут приобрести талоны на питание стоимостью $1.000-$1.800, потому что в большинстве университетов приготовление пищи не разрешено. Если у вас есть кухня, лучше готовить самим, покупка продуктов в супермаркете обходится в $150-$250 на человека в месяц.
    4. Одежда
    $500 и больше. Если придется приобретать теплую одежду - добавьте не менее $600.
    5. Здравоохранение
    $100-$300 в год. Большинство вузов обеспечивают медицинское обслуживание, однако это не касается хронических и серьезных заболеваний. Для этого нужна дополнительная медстраховка.
    6. Медицинская страховка
    $200-$500 для студентов, для членов семей выше. Многие вузы требуют, чтобы студенты приобретали медицинскую страховку.
    7. Наличные расходы
    $1.500-$2.500 в год. Почта, прачечная и т.д.
    V. Дополнительные расходы
    Обучение английскому языку в США – $1.000 и более в месяц, включая текущие расходы. Время, необходимое для повышения уровня владения английским языком, может колебаться от 2 месяцев до года. Обучение в летний период (по желанию). Общие расходы составляют примерно половину общих расходов за год. Летнее обучение может помочь вам сэкономить деньги, т.к. в этом случае вы экономите на транспорте и сможете закончить учебу раньше.
    Примечание: Многие иностранные студенты считают, что в летний период легко смогут найти работу. Однако наняться на летнюю работу иностранному студенту в США нелегко, они должны иметь на это специальное разрешение, которое выдается не раньше, чем после успешного окончания первого года обучения. Приезд членов семьи (по желанию). Дополнительно 10-15% на каждого члена семьи.
Покупка автомобиля (по желанию) – несколько тысяч долларов плюс постановка на учет, эксплуатация и страховка. Постарайтесь обойтись без автомобиля.
    Итого за один учебный год (в среднем).
    Нижний уровень расходов - $12.000;
    Средний уровень расходов - $18.000;
    Высокий уровень расходов - $25.000 и выше.



Последние записи
English Discoveries («Открываем для себя английский») — это интерактивная мультимедийная обучающая программа для изучения английского языка.
Программа может быть полезна и начинающим, и уже изучавшим язык, и даже преподавателям. Возможно использование программы как пособия для изучающих язык с репетитором.
Местоимения. Местоимения делятся на следующие группы: личные, притяжательные, возвратные, указательные, неопределенные. Личные местоимения имеют два падежа...
Диск состоит из двух независимых частей: курсов фонетики и грамматики. Фонетический курс «Профессора Хиггинса» использует интересный прием, позволяющий ученику слышать и видеть.